Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Баррель готов к отплытию

Баррель готов к отплытию

 

Экспорт российской нефти просел на треть, может вернуться к росту

 

В связи с европейскими санкциями против 189 танкеров экспорт российской нефти в последнюю неделю мая сократился почти на треть. Фрахтователи ищут замену попавшим под ограничения судам. Особенно заметно снижение на Балтике, где отгрузки уменьшились на 33,2%. Эксперты ожидают, что подбор новых судов займет до пары месяцев.

Загрузка портов РФ российской нефтью с 26 мая по 1 июня снизилась на 28,6% неделя к неделе, до 352 тыс. тонн в сутки, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Изменения аналитики связывают с включением 189 танкеров в новый пакет санкций ЕС, из-за чего фрахтователям пришлось искать замену этим судам. Наибольшее снижение отгрузок фиксировалось в балтийских портах — на 33,2%, до 154 тыс. тонн в сутки. Загрузка Новороссийска снизилась на 23%, до 42 тыс. тонн в сутки, Козьмино — на 3,91%, до 123 тыс. тонн в сутки. По итогам мая морской экспорт нефти к апрелю вырос на 0,45%, до 450 тыс. тонн в сутки.

Старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов говорит, что благодаря большому количеству перевозчиков процесс поиска замены попавших под ограничение судов происходит достаточно оперативно.

Согласно данным сервисов, отслеживающих морские перевозки нефти, на этой неделе ожидается постепенное восстановление экспорта российского сырья на 10–15%, указывает эксперт.

По его словам, по информации от участников рынка, экспорт нефти из РФ в июне должен быть не ниже майского уровня. Загрузка Козьмино, продолжает господин Политов, остается стабильной благодаря устойчивому спросу покупателей, особенно Индии, которая в последние недели проявляет интерес к закупке российской нефти сорта ESPO. А у РФ благодаря ускоренному снижению ограничений на добычу в рамках сделки ОПЕК+ появляется больше свободной нефти для экспорта, добавляет он.

Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин полагает, что замена судов для фрахтователей может занять от нескольких недель до пары месяцев. К июлю, полагает аналитик, экспорт российской нефти может вернуться к росту. Господин Бахтин указывает на начало летнего сезона высокого потребления нефтепродуктов, а также на увеличение добычи странами ОПЕК+. По его словам, максимизация загрузки Козьмино выглядит экономически оправданной, поскольку это премиальный канал сбыта нефти, где дисконт к Brent существенно ниже, чем на Балтике или юге России. 

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что фрахтователи не будут искать замену всем судам, попавшим под санкции ЕС, а сейчас возможна пауза, связанная с переоформлением контрактов, поскольку под ограничения попали не только танкеры, но и страховые компании, трейдеры и другие посредники. После завершения юридических процедур, считает он, суда продолжат работу.

Алексей Политов указывает, что в связи с достаточностью флота ставки фрахта на танкеры класса Aframax из Балтики до Индии после резкого роста (см. “Ъ” от 29 мая) откатились почти до уровня, предшествующего введению последнего пакета санкций ЕС.

По оценкам ЦЦИ, на начало июня ставки на перевозку российской нефти составляют $7,6–8,3 за баррель в зависимости от порта назначения.

Аналитики указывают и на растущие риски для перевозок российской нефти, напрямую не связанные с санкциями. Как указывают в ЦЦИ, с 1 июля Швеция усиливает проверки страховок у иностранных судов, следующих через территориальные воды и экономическую зону королевства. Ранее об усилении проверок нефтеналивных судов заявила Дания. Обе эти страны контролируют датские проливы, через которые проходит маршрут экспорта российской нефти из Балтики.

Кирилл Бахтин считает, что усиление контроля за страхованием в датских проливах может несколько расширить дисконты российской нефти из-за возникающих рисков, но вряд ли значительно. По мнению Игоря Юшкова, ЕС может попытаться заблокировать свободный проход судов через датские проливы в Балтийское море, разрешив его только для перевозчиков, соблюдающих ценовой потолок G7 в $60 за баррель. Однако, подчеркивает эксперт, реализация такого сценария маловероятна без поддержки со стороны США.

Автор: Ольга Семеновых

Источник: Коммерсантъ, 05.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики