Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт Гривач: запрет импорта газа РФ навредит европейским покупателям

Эксперт Гривач: запрет импорта газа РФ навредит европейским покупателям

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что "для горе-энергореформаторов это, возможно, желаемый сценарий"

Предложения Еврокомиссии (ЕК) о поэтапном запрете импорта российского газа к концу 2027 года приведут к дополнительным трудностям для европейских покупателей и росту цен на газ, прокомментировал ТАСС замглавы Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт клуба "Валдай" Алексей Гривач.

"Любое ограничение источников поставок будет вредить потребителям, что очевидно. Цены будут выше, чем в случае наличия большего числа поставщиков. С другой стороны, для этих горе-энергореформаторов это, возможно, желаемый сценарий. Более высокие цены на газ означают стимулирование перехода на ВИЭ, пусть и ценой промышленного кризиса и роста расходов населения", - сказал он.

Ранее Еврокомиссия предложила полностью запретить странам ЕС закупки газа в России к концу 2027 года. Предполагается, что импорт российского газа по новым контрактам будет запрещен с 1 января 2026 года, а по действующим краткосрочным контрактам - к 17 июня 2026 года, за исключением поставок трубопроводного газа в страны, не имеющие выхода к морю, и связанных с долгосрочными контрактами, которые будут разрешены до конца 2027 года. Импорт по долгосрочным контрактам будет прекращен к концу 2027 года. При этом ЕК планирует провести этот запрет не как внешнеполитическое решение, а как торговую норму, что позволяет утвердить его квалифицированным большинством в Совете ЕС, лишая страны сообщества права вето при голосовании.

"Это беспрецедентное предложение по дискриминации торгового партнера не в виде санкций, а виде законодательного запрета. И очень поучительный пример для всех торговых партнеров ЕС. В любой момент по такой же схеме можно запретить импорт чего угодно и откуда угодно. В том числе заставить европейские компании нарушить обязательства по долгосрочным контрактам и межправительственным соглашениям", - отметил эксперт. Кроме того, это явное нарушение прав стран-членов на формирование собственного энергетического баланса, добавил Гривач.

Планируемое регулирование содержит оговорки о переходном периоде для краткосрочных соглашений (до 1 года) до июня 2026 года и по долгосрочным контрактам (свыше 1 года) до 1 января 2028 года, но исключений после этой даты данным законопроектом не предусмотрено, подчеркнул Гривач.

"Разумеется, там могут быть лазейки вроде покупки газа на хабе за пределами ЕС или через операции по перегрузке СПГ, как это делается в нефтяной сфере. Но у потенциальных покупателей сильно прибавится головной боли по доказыванию различным контролирующим органам, что это нероссийский газ", - заключил эксперт.

Об импорте ЕС газа из России

В мае 2022 года Евросоюз начал программу REPowerEU, направленную на прекращение зависимости от российского газа к 2027 году. При этом стоимость закупок российского СПГ для Евросоюза выросла почти в 4,6 раза за три года за счет увеличения цен. До 2022 года на российский газ приходилось 40% от общего импорта этого энергоносителя в ЕС, к 2023 году его доля снизилась до примерно 15%, однако в 2024 году вновь начала расти и достигла почти 19%, что вызвало недовольство Брюсселя.

Евросоюз за первые четыре месяца 2025 года приобрел у России газа примерно на €5,4 млрд, что на 17% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Закупки СПГ из РФ за этот период составили €3,3 млрд против €2,5 млрд годом ранее. За трубопроводный газ из РФ ЕС заплатил €2,1 млрд против €2,2 млрд в 2024 году. В целом в январе - апреле 2025 года доля России в импорте газа странами ЕС составила 16,5% (второй показатель среди всех поставщиков после США).

Источник: ТАСС, 18.06.2025

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики