Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин бьет рекорды: биржевые цены растут на фоне запрета экспорта и аварий на НПЗ

Бензин бьет рекорды: биржевые цены растут на фоне запрета экспорта и аварий на НПЗ

Эксперт Юшков рассказал, могут ли власти продлить запрет на экспорт бензина на сентябрь

Биржевые котировки бензина продолжают обновлять исторические максимумы: с первых дней августа, после ввода полного запрета на экспорт, они прибавила 3–4%, и конца-края этому процессу пока не видно. АИ-95 подорожал до 80,20 тысяч рублей за тонну, АИ-92 – до 68,59 тысяч за тонну. Рост цен ускорился из-за аварийных остановок НПЗ (совпавших с плановыми ремонтами), а Минэнерго заявило, что выпадающие объемы производства будут компенсированы в ближайшее время.

«Восстановительные работы ведутся ускоренными темпами, вводятся резервные установки первичной и вторичной переработки, увеличивается объем первичной переработки нефти и выпуск топлива на ряде НПЗ», — сообщило ведомство. В свою очередь, ФАС для минимизации рисков необоснованного роста цен предложила повысить минимальный объем продаж бензина на бирже с 15% до 17%. А правительство планирует осенью расширить для производителей возможности получения демпферных выплат. Речь идет о увеличении порога отклонения оптовых цен (от уровня, указанного в Налоговом кодексе) с 10% до 15% для бензина, и с 20% до 25% для дизельного топлива.

В целом ситуация достаточно напряженная; темпы роста биржевых цен опережают инфляцию. При том, что в России в последние три недели наблюдается дефляция. По словам аналитиков, плановые ремонты на НПЗ закончатся не раньше середины сентября, а, внеплановые – неизвестно когда. Кроме того, в августе спрос на бензин (со стороны автовладельцев) и дизель (в основном для сельхозтехники) традиционно повышен: из-за сезона отпусков и начавшейся уборочной кампании. Свою роль играют и такие ситуативные факторы, как периодически повторяющиеся сбои на авиалиниях, перегрузка железнодорожного сообщения на южных маршрутах, дорогие билеты на самолеты и поезда.

- Судя по всему, нефтяные компании пытаются максимизировать свой доход, и, в том числе, компенсировать то, что они недополучат от запрета на экспорт бензина, - рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - В этом плане можно говорить об определённом конфликте интересов между правительством и производителями. Спрос сейчас высокий, топлива в августе потребляется много, соответственно, у нефтяников почти не остается излишков для дополнительных продаж именно через биржу. Её насыщения не происходит, и для компаний нет никакого смысла сдерживать рост цен.

Правда, в том случае, если среднемесячные котировки слишком сильно отклонятся от порога, обозначенного правительством, они рискуют не получить выплаты по демпферу. Поэтому я думаю, что производители попытаются соблюсти некий баланс: с одной стороны, не перегнуть палку с ценами, а с другой – компенсировать недополученное от экспорта.

-Могут ли власти продлить запрет, действующий до конца августа, еще и на сентябрь?

-Всё зависит от развития событий на бирже. Правительство дало понять, что, если оптовые цены снизятся, этого не произойдет. Но пока всё идет к тому, что запрет продлят еще на месяц, причем решение будет принято в ближайшие дни. В сентябре потребление нефтепродуктов в стране традиционно сокращается, соответственно, больше будет излишков при производстве бензина, и эти объемы в любом случае окажутся на бирже. И вот тогда, в случае насыщения оптового рынка, стоит ожидать снижения котировок.

Что касается розничного сектора, топливо там покупают так называемые независимые АЗС, у которых нет собственной переработки. Зависимость от биржевой конъюнктуры не всегда прямая, но если цены на бирже растут, то их вынуждены постепенно повышать и автозаправки.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 09.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики