|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин бьет рекорды: биржевые цены растут на фоне запрета экспорта и аварий на НПЗ Бензин бьет рекорды: биржевые цены растут на фоне запрета экспорта и аварий на НПЗЭксперт Юшков рассказал, могут ли власти продлить запрет на экспорт бензина на сентябрь Биржевые котировки бензина продолжают обновлять исторические максимумы: с первых дней августа, после ввода полного запрета на экспорт, они прибавила 3–4%, и конца-края этому процессу пока не видно. АИ-95 подорожал до 80,20 тысяч рублей за тонну, АИ-92 – до 68,59 тысяч за тонну. Рост цен ускорился из-за аварийных остановок НПЗ (совпавших с плановыми ремонтами), а Минэнерго заявило, что выпадающие объемы производства будут компенсированы в ближайшее время. «Восстановительные работы ведутся ускоренными темпами, вводятся резервные установки первичной и вторичной переработки, увеличивается объем первичной переработки нефти и выпуск топлива на ряде НПЗ», — сообщило ведомство. В свою очередь, ФАС для минимизации рисков необоснованного роста цен предложила повысить минимальный объем продаж бензина на бирже с 15% до 17%. А правительство планирует осенью расширить для производителей возможности получения демпферных выплат. Речь идет о увеличении порога отклонения оптовых цен (от уровня, указанного в Налоговом кодексе) с 10% до 15% для бензина, и с 20% до 25% для дизельного топлива. В целом ситуация достаточно напряженная; темпы роста биржевых цен опережают инфляцию. При том, что в России в последние три недели наблюдается дефляция. По словам аналитиков, плановые ремонты на НПЗ закончатся не раньше середины сентября, а, внеплановые – неизвестно когда. Кроме того, в августе спрос на бензин (со стороны автовладельцев) и дизель (в основном для сельхозтехники) традиционно повышен: из-за сезона отпусков и начавшейся уборочной кампании. Свою роль играют и такие ситуативные факторы, как периодически повторяющиеся сбои на авиалиниях, перегрузка железнодорожного сообщения на южных маршрутах, дорогие билеты на самолеты и поезда. - Судя по всему, нефтяные компании пытаются максимизировать свой доход, и, в том числе, компенсировать то, что они недополучат от запрета на экспорт бензина, - рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - В этом плане можно говорить об определённом конфликте интересов между правительством и производителями. Спрос сейчас высокий, топлива в августе потребляется много, соответственно, у нефтяников почти не остается излишков для дополнительных продаж именно через биржу. Её насыщения не происходит, и для компаний нет никакого смысла сдерживать рост цен. Правда, в том случае, если среднемесячные котировки слишком сильно отклонятся от порога, обозначенного правительством, они рискуют не получить выплаты по демпферу. Поэтому я думаю, что производители попытаются соблюсти некий баланс: с одной стороны, не перегнуть палку с ценами, а с другой – компенсировать недополученное от экспорта. -Могут ли власти продлить запрет, действующий до конца августа, еще и на сентябрь? -Всё зависит от развития событий на бирже. Правительство дало понять, что, если оптовые цены снизятся, этого не произойдет. Но пока всё идет к тому, что запрет продлят еще на месяц, причем решение будет принято в ближайшие дни. В сентябре потребление нефтепродуктов в стране традиционно сокращается, соответственно, больше будет излишков при производстве бензина, и эти объемы в любом случае окажутся на бирже. И вот тогда, в случае насыщения оптового рынка, стоит ожидать снижения котировок. Что касается розничного сектора, топливо там покупают так называемые независимые АЗС, у которых нет собственной переработки. Зависимость от биржевой конъюнктуры не всегда прямая, но если цены на бирже растут, то их вынуждены постепенно повышать и автозаправки. Автор: Игорь Боков Источник: МК, 09.08.2025 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазеКлиматическая повестка в России в эпоху ТрампаНовые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|