Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2012 г.

Топ-лист событий за июль 2012 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2012 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Заседание Комиссии при Президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности

    Заседание показало, что не стоит искать победителей в борьбе за контроль над нефтегазовой промышленностью. Никаких победителей не будет, потому что задача Владимира Путина в обеспечении постоянной борьбы конкурирующих команд, и на первом заседании комиссии Владимир Владимирович уже выступил как арбитр.

  2. Борьба концепций приватизации государственных активов

    Борьба конкурирующих кланов реализуется и в разных взглядах на решение конкретных проблем - например, на приватизацию. Это вовсе не означает, что одна команда выступает «за» приватизацию, а другая – «против». Нет, одна команда за быструю приватизацию, а другая – за медленную. Решение этих проблем пока не найдено, пока схема приватизации не выработана, но, безусловно, эта тема становится центральной.

  3. Заявление Владимира Путина о необходимости проводить не конкурсы, а аукционы по крупным месторождениям

    С одной точки зрения, вроде бы, эта мера более либеральная, но в реальности сомнительно, что эта либерализация будет иметь место. Все хорошее фактически уже продали, продавать особо нечего. Не случайно итоги конкурсов по прошлому году весьма печальны, слишком мало у нас уже осталось стратегических месторождений. А самое главное заключается в том, что и конкурсы у нас зачастую носят постановочный характер. Если речь пойдет о слишком значимых активах, все равно решение о приватизации будет приниматься не на конкурсах, а лично Владимиром Путиным.

  4. Продолжение борьбы за шельф

    Те решения, которые готовил Игорь Сечин в бытность вице-премьером правительства, активно пересматриваются, что и понятно, ведь пришла новая команда. В июле были разговоры о новой концепции освоения шельфа. Эти дебаты будут продолжены в августе. Безусловно, мы видим поход новой правительственной команды на либерализацию шельфа, только что такое эта либерализация, пока неясно. Отмена государственной монополии «Роснефти» или «Газпрома»? Увеличение доли независимых компаний в проектах? Отказ от идеи четырех налоговых зон? К чему это все приведет, мы, несомненно, узнаем позже.

  5. Предложение «Роснефти» выкупить 50% в ТНК-ВР

    Эта история даст нам пищу для размышления на ближайшие три месяца, тут очень много неизвестных. Все зависит от многих факторов: сумеет ли Михаил Фридман найти деньги, чтоб перебить предложение «Роснефти»? Что получит ВР взамен этих акций, потому что понятно, что деньги ВР не нужны? Как будет управляться новая компания, где Игорь Сечин вынужден будет соседствовать с Михаилом Фридманом, который в свое время развалил сделку «Роснефти и ВР»? Тут вопросов очень много, ситуация может меняться постоянно. И пока говорить, чем все это закончится, не приходится.

  6. Визит премьер-министра Италии Марио Монти в Россию и подписание соглашения между ENI и «Роснефтью»

    Тут, с одной стороны, ничего нового не произошло, с другой, мы видим все же попытку «Роснефти» ускорить развитие шельфовых работ, застолбить территорию. Это тоже понятно, потому что новая команда занимается ревизией старых решений. Дело может дойти и до ревизии условий соглашения между «Роснефтью» и ENI, и процесс надо запускать, чем быстрее, тем лучше.

  7. Эмбарго на поставки в страны ЕС иранской нефти

    Решение крайне опасное для Европейского Союза, хотя ЕС и занимается сейчас самоуспокоением и уверяет, что нефти хватит на всех. В реальности, конечно, ситуация вокруг Ормузского пролива, вокруг Ирана становится все более драматичной и напряженной. И ЕС серьезно ухудшает свои позиции. Но Россия этим эмбарго воспользоваться не сможет, потому что у нас нет свободной нефти, чтобы заместить иранскую.

  8. Урегулирование контрактного спора между Газпромом и E.ON

    Здесь важно, что Газпром показал на самом деле, что, несмотря на агрессивные упреки в негибкости и неповоротливости, на самом деле, он все же реагирует на рыночные веяния. В бюджете Газпрома запланировано 8 млрд на ретроактивные платежи, и вот новая сделка с E.ON – миллиард будет выплачено. Наверное, миллиард негибкие компании не возвращают. Т.е. в этом плане у Газпрома тоже есть понимание, что правила игры меняются. Вопрос: насколько быстро они поменяются, и сколько это будет стоить?

  9. Назначение генеральным директором «Газпром добыча Уренгой» Сергея Мазанова

    Казалось бы, это кадровое решение не очень заметное, но очень важное, потому что фактически с ним завершается смена руководителей крупнейших добывающих «дочек» Газпрома, т.е. фактически уходит эпоха старых советских газовиков, старых «генералов», на их место выдвигаются новые креатуры руководства Газпрома.

  10. Распоряжение правительства РФ о строительстве нового порта на полуострове Ямал «Сабетта»

    С одной стороны, идея старая. С другой стороны, правительство показывает, что оно по-прежнему готово финансировать инфраструктуру частных объектов. Это любопытная новость для тех, кто утверждает, что в России продолжается национализация. Ничего себе национализация, когда государство финансирует инфраструктуру крупных частных проектов. В России есть серьезные частные игроки, которым государство усиленно помогает, и НОВАТЭК - один из таких игроков. В июле ходили слухи, что НОВАТЭК заключил контракт с немецкой EnBV на поставки газа на 10 лет, правда, потом эти слухи были опровергнуты. История показательна, ясно, что НОВАТЭК развивается достаточно агрессивно, доказывая, что частные компании, близкие к политическому руководству страны вполне нормально могут развиваться.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики