Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Казахский финт нефтепроводом

Казахский финт нефтепроводом

Казахское предложение Китаю вскрывает подноготную российских проектов на востоке страны 

Казахстан довольно неожиданно предложил поставлять российскую нефть в Китай по своей трубопроводной системе Атасу – Алашанькоу по смешному тарифу, что делает невыгодным использование трубопроводной системы ВСТО-2. Это предложение стало шоком для «Транснефти», поспешившей обвинить Астану в демпинге.

Наверное, для непосвященного читателя эта история покажется удивительной, ведь, если мы посмотрим на карту, то увидим, что граница Казахстана и Китая находится западнее того же Байкала. А почему нам интерес Байкал? Потому что все мы помним те споры, которые шли при прокладке ВСТО рядом с озером. В голове у нас, конечно, отложилось, что раз это ВСТО – система Восточная Сибирь – Тихий океан, то значит, она идет по востоку страны. И как Казахстан может чинить здесь нам препоны, если фактически он может являться транзитным путем для поставок только нефти из Западной Сибири. При фактически уже отстроенной системе ВСТО, если вы поставляете нефть, скажем, из Иркутской области, из Красноярского края, не говоря уже про Дальний Восток, конечно, вам выгоднее использовать российскую территорию, а не поставлять нефть через Казахстан.

Но тут-то мы и возвращаемся к старой истории – спасибо Казахстану. Какую же нефть мы поставляем в Китайскую народную республику? Это точно нефть Восточной Сибири? Потому что главная претензия, которую, например, наш Фонд всегда высказывал по отношению к ВСТО, заключалась в том, что никакая это не система Восточная Сибирь – Тихий океан, это скорее система Западная Сибирь – Китай и Тихий океан. Сегодня значительная часть поставок идет именно из Западной Сибири. Мы говорили, что это не вполне диверсификация, а скорее перенаправление экспортных потоков, причем в ситуации, когда на европейском рынке нефти, именно нефти, открываются достаточно серьезные ниши, связанные с коллапсом политических режимов Северной Африки. Например, ситуация в Ливии показывает, что страна скорее находится на грани новой гражданской войны и распада, чем стабилизации. Естественно, ситуация вокруг Ирана, нефтяное эмбарго позволяют России теоретически увеличить поставки нефти в Европу. И при этом поставки нефти, я отмечу, не являются политически опасными. Они не вызывают в Европе такого возбуждения, как в случае с газом, при том что на самом деле доля России на европейском нефтяном рынке выше ее же доли на европейском газовом рынке. Но нефть не вызывает политическую панику у европейцев, а газ вызывает. Но мы не можем увеличить поставки нефти, потому что мы построили нефтепровод на восток и гордимся тем, что перекачиваем нефть из Западной Сибири в Китай и на Дальний Восток. Вот если бы мы были честны друг с другом и действительно построили бы нефтепровод к восточносибирским месторождениям, у нас сегодня с Казахстаном проблем бы не было. Понятно же, что ни одна нефтяная компания не будет поставлять нефть, скажем, из Иркутской области, транспортируя ее обратно по границе Монголии в Казахстан, заводя ее в Китай и потом еще через всю Поднебесную на побережье, где, собственно, основные центры потребления КНР и находятся.

Т.е. Казахстан нам еще раз показал, что на самом деле сегодня происходит с поставками нефти на восток и какая нефть туда поставляется. И «Транснефть» вместо того, чтоб обвинять Китай в демпинге, могла бы изначально объективно проанализировать ситуацию и честно сказать, что эта система вряд ли будет работать на поставку восточносибирской нефти, а прежде всего будет ориентирована именно на западносибирскую нефть. История с Астаной просчитывалась, ведь Казахстан такой же транзитер для России, каким Россия является для Казахстана, поставляя его нефть через Новороссийск.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики