Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ФНЭБ провел круглый стол по проблемам МСП в сфере ТЭК

ФНЭБ провел круглый стол по проблемам МСП в сфере ТЭК

Госкомпании и МСП: партнерство во имя роста 

28 сентября 2015 года Фонд национальной энергетической безопасности и Министерство экономического развития Российской Федерации провели круглый стол «Расширение участия субъектов малого и среднего бизнеса в производстве инновационных и импортозамещающих товаров и услуг для компаний ТЭК: как не превратить благую идею в профанацию».

В дискуссии приняли участие представители профильных министерств, Совета Федерации, государственных корпораций, Общероссийского народного фронта, Агентства стратегических инициатив, объединения предпринимателей «ОПОРА России», Торгово-промышленной палаты, субъекты малого и среднего бизнеса, отраслевые эксперты.

Участники обсуждения отметили актуальность темы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (МСП) с госкомпаниями, которым в соответствии с нововведениями в российском законодательстве вменяется участие в развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Возможным инструментом развития МСП является взаимодействие с крупными госкомпаниями за счет формирования вокруг них целых кластеров производителей товаров и услуг.

Директор департамента Министерства экономического развития Наталья Ларионова отметила, что перед правительством России стоит уникальная задача – поиск нового двигателя в условиях затухающего экономического роста. Во всем мире основой экономики являются предприятия малого и среднего предпринимательства. К тому же, очевидна тенденция отказа от формирования крупных заводов и корпораций. Этот мировой тренд связан с оптимизацией производства и с сокращением издержек.

Что касается государственных компаний, подчеркнула г-жа Ларионова, то правительство как мажоритарный их собственник вправе ставить перед ними задачи достижения не только и не столько экономической выгоды, но, в частности, создания кластеров поставщиков из числа малых и средних компаний, чтобы существенно повысить долю МСП в структуре ВВП страны.

По словам директор департамента Минэкономразвития, параллельно с директивной работой, которая обязывает госкомпании проводить закупки в соответствии с установленной квотой для субъектов МСП (10% напрямую плюс 8% через субподряды), министерство видит свою роль в выстраивании «инфраструктуры партнерства» для кооперации крупных государственных компаний с малыми и средними предприятиями.

Заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Алексей Даутов отметил, что 90% средств, которые крупные компании выделяют по госзаказу, снова уходят компаниям федерального уровня, не оставляя ничего регионам. Нужна системная работа по созданию благоприятных условий для развития МСП в целом. И положительным фактом является ближайшая перспектива создания реестра МСП. Это поможет и госкомпаниям планировать свою деятельность, исходя из реальных возможностей малых и средних предприятий. В частности, как было заявлено в ходе круглого стола, "Газпром" уже сформировал обширную номенклатуру товаров и услуг для развития закупок у субъектов МСП.

По мнению г-на Даутова, малому и среднему бизнесу более уверенно участвовать в госзаказе поможет, в первую очередь, уверенность в финансовой части взаимоотношений и установление нормированных сроков исполнения контрактов.

Участники круглого стола поддержали его в этом тезисе. Стабильные и понятные «правила игры» – вот что больше всего заботит представителей бизнеса - как крупного, так и представителей МСП. Искусственные, оторванные от реалий квоты в закупках сулят снижением экономической эффективности государственных компаний и не принесут желаемых результатов в сфере развития производственного и инновационного потенциала малых и средних предприятий.

Создание механизмов доступного кредитования и снижение административных барьеров - по-прежнему наиболее актуальные проблемы для субъектов МСП, на решении которых, по мнению экспертов, могла бы ориентироваться созданная в соответствии с указом Президента РФ Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

По итогам Круглого стола будут подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере взаимодействия госкомпаний с малым и средним бизнесом, повышения гибкости системы, оптимизации системы квотирования, создания адекватной системы учета,  эволюционного развития субъектов МСП, способных поставлять качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, что в комплексе позволит выполнить задачи, поставленные  Президентом и Правительством РФ.

 

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики