Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Распыленный ресурс

Распыленный ресурс

Есть все основания думать, что прежняя цена на углеводороды вернется. Это связано как с дорожающей добычей, ростом спроса, так и с исчерпанием основных месторождений. Мировое энергетическое агентство официально заявило: если сохранится нынешняя инвестиционная политика, когда за счет снижения цен на нефть урезаются расходы на инвестиции, через три года мир получит жесточайший дефицит нефти... Продолжаем разговор с Константином Васильевичем Симоновым, политологом, генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности...

СИМОНОВ: В краткосрочной перспективе цена нефти действительно может падать. Но в среднесрочной перспективе нефть будет дорогой...

— Ваши прогнозы очень обоснованны. Но, в отличие от математики, политология - это всего лишь предположения...

СИМОНОВ: Говоря об энергетике, я стараюсь оперировать цифрами. Другое дело, что точность относительна, когда речь идет о будущем. Конечно, невозможно точно предсказать, сколько будет стоить нефть, но мы пытаемся угадать некий долгосрочный тренд, показать, что энергоресурсы не могут стоить дешево в ситуации, когда, скажем, за сто лет население Земли увеличивается втрое, а нефть и газ становятся все более дорогими в извлечении.

И здесь тоже есть простор для счета; все это, поверьте, не вилами по воде писано. Если вы посмотрите мою книгу «Глобальная энергетическая война», то увидите: я цифрами пытаюсь объяснить, почему возникнет нехватка энергоресурсов в относительно ближайшем будущем, почему это может спровоцировать конфликты, почему это является угрозой, в том числе и военной.

Но, конечно, в зоне, которая касается будущего, всегда есть некий элемент неопределенности. Назовите мне человека, который точно предсказывает будущее! Таких людей нет, а из истории мы знаем массу примеров, когда совершались чудовищные ошибки. Приведу пример, связанный с нефтяной отраслью, он весьма известен. Один из основателей компании "Стандарт-Ойл" в конце XIX века продал все акции этой компании по простой причине: он был убежден, что за пределами Пенсильвании (а именно там впервые стали добывать нефть фонтанным способом) нефти в мире больше просто не существует. Промышленник решил, что акции держать бессмысленно, и продал их, как ему казалось, на пике стоимости. Но нефть оказалась в достаточной степени распыленным по миру ресурсом...

Поэтому, прогнозируя будущее, мы всегда должны делать определенные поправки, создавать и обсуждать альтернативные модели. И когда мы говорим о возможном энергетическом голоде, то приводим вполне определенные аргументы, связанные с прогнозами добычи, спроса, транзита. Тем не менее, полагаю, нет ничего сложнее попыток предсказать, что нас ждет в будущем...

— Вы предвосхитили мой вопрос, упомянув книгу "Глобальная энергетическая война". Но что означает это понятие?

СИМОНОВ: Я часто сталкиваюсь с обвинениями в свой адрес, что я сгущаю краски, рисую чрезмерно мрачное будущее. На самом деле все достаточно просто. Речь идет о том, что в современном мире спрос на энергоресурсы растет. Меня обвиняют в том, что я не предвидел нынешнего падения цен на нефть, но я говорил именно о долгосрочных трендах. И я не говорил о том, что на каких-то интервалах времени нефть не может дешеветь.

Давайте посмотрим, что станет с ценами на нефть в конце 2009-го года. Я абсолютно убежден: пройдет немного времени, и нефть снова возьмет, как говорят, психологическую высоту в сто долларов за баррель. Себестоимость добычи в мире растет, легко извлекаемые запасы заканчиваются. Мир вынужден добывать нефть и газ во все более сложных условиях. Мы прекрасно понимаем: будь достаточно нефти в Персидском заливе, никто в Северном море с платформ нефть добывать бы не стал. Равно как и в битумных песках Канады, где весьма сложные технологические условия...

Прослушать запись:

Источник: Радио России, 22.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики