Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миллиарды в трубу

Миллиарды в трубу

Константин Васильевич Симонов, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности, неоднократно был гостем программы «Национальная безопасность» на Радио России. Разговор касался проблем энергетической безопасности России и её энергетической доктрины (см. Ущерб от конфликтов); но сегодня появился новый серьезный повод для продолжения разговора…

— Речь идет о брюссельском совещании по так называемой ГТС Украины и её слиянии с европейской газотранспортной системой, решения которого почему-то противоречат нашим национальным интересам. В чем заключается это противоречие?

СИМОНОВ: Я не был бы столь категоричен, утверждая, что это противоречит интересам нашей национальной безопасности, как не стал бы утверждать, что речь идет о включении украинской ГТС в европейскую газотранспортную систему. Мне кажется, что пока слишком рано давать оценку тем соглашениям, которые были подписаны. Точнее, оценки давать можно, но к чему это приведет?

Я отметил бы следующие моменты. Европа обещает Украине инвестировать 2,75 млрд долларов в модернизацию её газотранспортной системы. Европа не имеет плана работ, она не имеет точных данных аудита этой системы, она вообще не понимает, в каком состоянии находится ГТС Украины. Европа не понимает, во что она ввязывается и, наконец, она не может гарантировать, что следующий президент Украины (а не позже первого квартала следующего года Украина должна получить — здесь никто не сомневается — все-таки нового президента) будет по-прежнему поддерживать эту идею.

Я, право, не удивлюсь, если на выборах появится какой-нибудь кандидат, который скажет: а что это за ерунда?! С чего это Ющенко и Тимошенко торгуют нашей национальной гордостью — газотранспортной системой?! И вообще был принят специальный закон, запрещающий приватизацию ГТС, а теперь подписываются какие-то декларации (а до этого — подписана хартия с Соединенными Штатами, которая тоже декларировала инвестиции со стороны США в ГТС Украины!). Но Соединенные Штаты более умные, они подписали декларацию, но денег не дали, потому что также не вполне понимают, в какую историю они ввязываются.

А теперь посмотрим, можно ли нам из документа, подписанного 23 марта в Брюсселе, извлечь выгоду. Я рискну утверждать, что мы можем извлечь выгоду: Европа готова ремонтировать украинскую трубу, которая находится в крайне неприглядном состоянии — на ней происходит по две — три крупных аварии в год.

— Не говоря о мелких…

СИМОНОВ: Совершенно верно. Итак, Европа готова платить. Прекрасно! А мы сэкономим здесь несколько миллиардов долларов. Ну и отлично. Дальше. Мы обещали Украине кредит в пять миллиардов долларов, — это было обещание Путина Тимошенко. Тимошенко фактически обманула нас, — а как ещё можно назвать её поездку в Брюссель на подписание этих деклараций? Она попыталась оправдаться, но…

— Пiдманула, пiдвела…

СИМОНОВ: Точно. Действительно, она говорила: мы подписываем одиннадцатилетний договор на транзит, на поставки газа в Европу и просим пять миллиардов у России, а потом поехала в Брюссель. В конце дня после подписания она пыталась извиняться, говорила, что Россия, конечно, тоже должна участвовать, но все поняли, что Украина договоренности нарушила.

Что это означает? Что Путин смело может никакого кредита Украине не давать. И, кстати, мы уже видим: визит Тимошенко отложен, значит, Тимошенко видеть в Москве не хотят. И значит, пять миллиардов мы можем сэкономить. Потому что я лично убежден: друзей на постсоветском пространстве не купишь за деньги. Это иллюзия — думать, что, давая деньги постсоветским странам, мы тем самым гарантируем, что они будут с нами дружить и в политических, и в экономических вопросах. Да и вообще, является ли владение газопроводами на постсоветском пространстве гарантией нужных нам решений? Это тоже вопрос…

 

Прослушать запись беседы:

Источник: Радио России, 26.03.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики