Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый интерес России

Газовый интерес России

Продолжение беседы (см. Миллиарды в трубу) Андрея Бинева, ведущего программы «Национальный интерес» на Радио России, с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— Константин Васильевич, речь идёт о Брюссельском совещании по ГТС Украины и её слиянии с европейской газовой системой. Премьер Путин сказал: «понятно, газ не может взяться ниоткуда, кроме как из России, но с нами никто этот вопрос не обсуждал». А накануне российский премьер пригрозил пересмотреть отношения с Евросоюзом, если он будет подобным образом игнорировать интересы Москвы. Договоренности ЕС с Украиной стали таким раздражающим фактором для России, что наша делегация досрочно покинула Брюссель. Буквально на днях обсуждался вопрос о стратегическом планировании. Есть ли какая-то связь между проблемами энергетической безопасности и стратегическим планированием, связанным с общей национальной безопасностью страны?

Симонов: Да, безусловно. Эта связь существует. Считаю, что нам нужно самым серьёзным образом задуматься, что будет записано в новой доктрине национальной безопасности. Рискну сказать, что зачастую мы выпускаем очень общие документы, которые не дают понимания того, что мы должны делать в конкретных и частных случаях. Поэтому я считаю, что, особенно в контексте российско-европейских отношений и, прежде всего, в области энергетики, наша доктрина национальной безопасности нуждается в очень серьёзной проработке. Может быть, тогда мы будем не только эмоционально реагировать, но и будем понимать, где мы можем выиграть.

Возьмем те же отношения России с Европой. Я лично считаю, что нам нужно сейчас сосредоточиться на несколько других вещах, которые позволят нам зарабатывать больше денег. Что входит в интересы России в Европе? Гарантия определённого объёма поставок и гарантия того, что часть этих поставок «Газпром» сможет реализовывать конечным потребителям. Известно, что основная прибыль образуется именно у конечного потребителя или, как ещё говорят газовики, «на горелке». Потому что цена у конечного потребителя в разы выше, чем оптовая цена на границе Украины и Европы. Или на любой другой границе, когда вы торгуете газом оптом.

«Газпром» на самом деле со всеми основными потребителями газа договорился о возможности напрямую продавать определённые объёмы газа. Например, с итальянской компанией ENI такая договоренность существует на 5 млрд кубометров газа. С Францией — на 3 млрд кубометров. В Германии «Газпром» владеет чуть менее 50 процентами акций компании «Wingas GmbH», которая является дистрибьютором газа в Германии.

И, кстати, эти соглашения зачастую не выполняются, в том числе и прежде всего по вине европейских партнёров. Например, во Франции, имея договоренность на 3 млрд кубов, мы даже миллиарда не можем продать. Потому что, как только выходишь на западный рынок, вас тут же начинают по бюрократической цепочке отправлять в разные места, и вы не можете компанию зарегистрировать. Упираетесь в стену. Говорят, что да, подписали, но когда доходит дело до реализации подписанного, выясняется, что дело в деталях, и вы это не сможете реализовать.

Поэтому нам нужно как раз сосредоточиться на том, чтобы добиться от западных партнеров возможности реализации договоренностей. Если они говорят про либерализацию рынка газа, то и мы должны стать частью этого либерального рынка.

Нам не стоит сейчас бояться конкуренции. Многие так думают, что у нас сегодня есть некие конкуренты на глобальном европейском рынке. Но какие это конкуренты? Потребление газа будет только расти, и кризис не повлияет на данный процесс. Ни Северная Африка, ни Норвегия, ни Центральная Азия конкурентами нам не являются.

В реальности, можно говорить о серьёзной конкуренции только со стороны Ирана, но пока в Европе есть ожидание того, что придёт добрый дядя Обама и замирит их с Ираном. И тогда потечёт газ. Но пока это всё слова. А на деле США добились того, чтобы европейские компании свернули все работы по проекту «Южный Парс» в Иране. И даже становится любопытным, когда иранское руководство за европейцев говорит, что французская «Тоталь» остаётся в проекте, а сама французская «Тоталь» молчит, потому что ждёт, что скажет Обама, потому что треть акционеров «Тоталь» — это американские инвесторы. Вот и весь расклад вокруг Ирана.

И европейцы прекрасно понимают, что даже если им дадут «зелёный свет», нужно, во-первых, эти месторождения разработать, во-вторых, построить газопровод из Ирана. То есть, пройдёт не меньше 15, а то и больше 20 лет в лучшем случае. Вот и весь расклад.

Ситуация на рынке газа в Европе все равно в нашу пользу. Поэтому нам здесь стоит продуманно и взвешенно отстаивать свои интересы. А наши интересы заключаются в том, чтобы мы получили возможность продавать газ напрямую в Европе. Вот за это надо бороться, используя те возможности, которые сама Европа нам даёт в руки, в том числе «третий энергопакет», либерализация доступа к трубе, идея либерального рынка, где каждая компания сможет продавать газ конечному потребителю. За это надо бороться, и это соответствует российским интересам в сфере энергетической безопасности.

 

Прослушать запись беседы:

Источник: Радио России, 27.03.2009

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики