Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ФНЭБ презентует новую книгу

ФНЭБ презентует новую книгу

25 - 27 мая 2009 г. в Бухаресте (Румыния) состоится V Экономический форум Европа - Россия. Мероприятие традиционно откроется презентацией нового доклада генерального директора ФНЭБ Константина Симонова "Россия - 2008. Отчет о трансформации". 

Представляем вам фрагмент доклада.

В 2008 году Россия выдержала целый ряд серьезных испытаний, которые являются лишь первым этапом проверки на «выживаемость» той политической системы, которая была выстроена в последние годы. Несмотря на прогнозы относительно того, что после переформатирования власти и прихода Дмитрия Медведева на президентский пост, Россию ждет тотальная «оттепель», либерализация режима и возвращение к «западническому» курсу времен Бориса Ельцина, ничего подобного не произошло. Во многом это связано с тем, что «внутренние» и «внешние» оппоненты существующей политической системы недооценили в своем анализе ряд обстоятельств, которые способствуют сохранению «преемственности» курса. К таковым обстоятельствам относятся:

- «Компромиссность» сложившейся модели политического и экономического управления, которая устраивает ведущих аппаратных «игроков»;

- Прагматизм отечественной элиты, которая в настоящее время не мыслит «идеологическими» категориями, а действует «по ситуации». Удачно варьируя либеральные, социальные и патриотические идеи в зависимости от политической конъюнктуры, она реализует гибкий курс, способный адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы;

- Отсутствие социального запроса на «возврат к Ельцину». Желания провести «реинкарнацию» 1990-х годов нет не только у широких слоев населения, но и у истеблишмента, который вполне ценит ситуацию «путинской стабильности», особенно с точки зрения наличия четко обозначенных «правил игры»;

- Относительная устойчивость экономической системы РФ, а также профессионализм лиц, определяющих экономический курс (что особенно ярко проявилось в ситуации нынешнего кризиса);

- Политический «кураж», который поймали элиты России в последние годы и который помогает решать самые сложные проблемы. Также немаловажным фактором является наличие у российского руководства политической воли для жестких решений во внутренней и внешней политике.

В итоге вызовы-2008 оказались в целом успешно преодолены, а власть продемонстрировала значительный «запас прочности». В пользу этого свидетельствует следующее: президентские выборы впервые в постсоветской России прошли в срок и в «неажиотажной» атмосфере, уходящий глава государства четко зафиксировал свое место в системе власти, в целом процесс передачи президентских полномочий от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву оказался безболезненным. Кроме того, стоит отметить во многом «гармоничную» работу «тандема»; достаточно слаженную деятельность государственных и общественных институтов в соответствии со своим «функционалом»; быструю победоносную войну с Грузией, завершившуюся признанием независимости Абхазии и Южной Осетии; целенаправленную (пусть и не всегда эффективную) борьбу с последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Одновременно при содействии верховной власти был заключен целый ряд «стабилизирующих» политических и социальных «пактов о ненападении». Особо стоит отметить, что в «большой политике» все меньшую роль стал играть «личностный фактор», более четко был распределен аппаратный «функционал» и резко возросла роль властных институтов.

В итоге в 2008 году (по крайней мере, в докризисный период) Россия в целом на равных играла с противниками-«тяжеловесами» (Запад), а некоторых, более легковесных, переиграла с большим преимуществом (Грузия, непримиримая оппозиция).

Финансово-экономический кризис также не смог в 2008 г. поколебать основ сложившейся политической системы. Причем реакция на возникшие проблемы у власти оказалась достаточно смелой и нестандартной. Если брать российский исторический background, то мы увидим, что в «чрезвычайных» условиях руководство страны делало выбор в пользу «мобилизационного сценария» с «закручиванием гаек» и режимом «железной руки». Однако «тандем» Путина-Медведева, полагаясь на стабильность и непоколебимость системы, а также высокий уровень доверия граждан к институтам власти, сделал выбор в пользу «договорного сценария». Так в конце года (в Послании президента РФ, «прямой линии» Владимира Путина, ряде инициатив «Единой России») была обозначена стратегия «сбалансированного доверия», которая предполагает отказ от жесткого монологизма власти в пользу многостороннего диалога и взаимного доверия с целью консолидации внутренних и внешних сил для преодоления локальных и глобальных вызовов XXI века.

К наиболее значимым глобальным вызовам российское руководство относило, в частности:

- Борьбу с терроризмом и иными деструктивными формами политического и социального действия, что требует лучшей координации усилий ведущих государств мира в сфере безопасности и обороны;

- Преодоление финансового кризиса через развитие международной кооперации и определение новых правил игры в мировой экономике применительно к новому столетию, когда США утратили «моральное право» единолично доминировать в данной сфере;

- Противостояние за ресурсы, которое можно «снять» через равноправный диалог не только ведущих государств мира, но также через подключение к обсуждению проблемы стран «третьего мира»;

- Однополярность, которая преодолевается через совершенствование и диверсификацию международных институтов, реформирование ООН, расширение круга участников с правом решающего голоса при решении глобальных проблем.  

Предполагалось, что стратегия сбалансированного доверия в России поможет преодолеть следующие вызовы:

- Проблему социального неравенства и несовершенства социальной иерархии – через активную реализацию принципов «равенства стартовых возможностей» и развитие антрепренерской системы рекрутирования в элиту;

- Проблему противостояния государства и общества – через развитие гражданского участия и поощрение конструктивных инициатив (при определенном государственном «присмотре»), то есть ставка на взаимодействие не с «винтиком» и не с «автономной личностью», а с ответственным и социально адаптированным гражданином.

- Проблему гипертрофированной персонификации власти через развитие государственных и общественных институтов;

- Проблему территориальной целостности и сепаратизма – через реализацию принципа наднационального государства на национальной основе, развитие «общероссийского» патриотизма и продвижение идеи о необходимости внутренней консолидации страны для эффективного участия в мировой конкуренции XXI века.          Однако такая политика не означает перехода к «либерально-плюралистическому» курсу «лихих 90-х», а свидетельствует о желании руководства РФ достичь общенационального компромисса с «миноритариями», чтобы на консенсусной основе преодолеть возникшие перед страной трудности. Отсюда определенные «жесты доброй воли» в отношении «малых партий», общественных организаций, регионов и бизнеса.

Тем не менее, углубление финансово-экономического кризиса, разразившегося во второй половине 2008 г., во многом может поколебать указанную выше стратегию, привнеся в нее либо элементы «мобилизационного сценария», либо, напротив, элементы дезинтеграции системы ("Россия - 2008. Отчет о трансформации", из Введения).

Пресс-служба ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики