Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ФНЭБ презентует новую книгу

ФНЭБ презентует новую книгу

25 - 27 мая 2009 г. в Бухаресте (Румыния) состоится V Экономический форум Европа - Россия. Мероприятие традиционно откроется презентацией нового доклада генерального директора ФНЭБ Константина Симонова "Россия - 2008. Отчет о трансформации". 

Представляем вам фрагмент доклада.

В 2008 году Россия выдержала целый ряд серьезных испытаний, которые являются лишь первым этапом проверки на «выживаемость» той политической системы, которая была выстроена в последние годы. Несмотря на прогнозы относительно того, что после переформатирования власти и прихода Дмитрия Медведева на президентский пост, Россию ждет тотальная «оттепель», либерализация режима и возвращение к «западническому» курсу времен Бориса Ельцина, ничего подобного не произошло. Во многом это связано с тем, что «внутренние» и «внешние» оппоненты существующей политической системы недооценили в своем анализе ряд обстоятельств, которые способствуют сохранению «преемственности» курса. К таковым обстоятельствам относятся:

- «Компромиссность» сложившейся модели политического и экономического управления, которая устраивает ведущих аппаратных «игроков»;

- Прагматизм отечественной элиты, которая в настоящее время не мыслит «идеологическими» категориями, а действует «по ситуации». Удачно варьируя либеральные, социальные и патриотические идеи в зависимости от политической конъюнктуры, она реализует гибкий курс, способный адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы;

- Отсутствие социального запроса на «возврат к Ельцину». Желания провести «реинкарнацию» 1990-х годов нет не только у широких слоев населения, но и у истеблишмента, который вполне ценит ситуацию «путинской стабильности», особенно с точки зрения наличия четко обозначенных «правил игры»;

- Относительная устойчивость экономической системы РФ, а также профессионализм лиц, определяющих экономический курс (что особенно ярко проявилось в ситуации нынешнего кризиса);

- Политический «кураж», который поймали элиты России в последние годы и который помогает решать самые сложные проблемы. Также немаловажным фактором является наличие у российского руководства политической воли для жестких решений во внутренней и внешней политике.

В итоге вызовы-2008 оказались в целом успешно преодолены, а власть продемонстрировала значительный «запас прочности». В пользу этого свидетельствует следующее: президентские выборы впервые в постсоветской России прошли в срок и в «неажиотажной» атмосфере, уходящий глава государства четко зафиксировал свое место в системе власти, в целом процесс передачи президентских полномочий от Владимира Путина к Дмитрию Медведеву оказался безболезненным. Кроме того, стоит отметить во многом «гармоничную» работу «тандема»; достаточно слаженную деятельность государственных и общественных институтов в соответствии со своим «функционалом»; быструю победоносную войну с Грузией, завершившуюся признанием независимости Абхазии и Южной Осетии; целенаправленную (пусть и не всегда эффективную) борьбу с последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Одновременно при содействии верховной власти был заключен целый ряд «стабилизирующих» политических и социальных «пактов о ненападении». Особо стоит отметить, что в «большой политике» все меньшую роль стал играть «личностный фактор», более четко был распределен аппаратный «функционал» и резко возросла роль властных институтов.

В итоге в 2008 году (по крайней мере, в докризисный период) Россия в целом на равных играла с противниками-«тяжеловесами» (Запад), а некоторых, более легковесных, переиграла с большим преимуществом (Грузия, непримиримая оппозиция).

Финансово-экономический кризис также не смог в 2008 г. поколебать основ сложившейся политической системы. Причем реакция на возникшие проблемы у власти оказалась достаточно смелой и нестандартной. Если брать российский исторический background, то мы увидим, что в «чрезвычайных» условиях руководство страны делало выбор в пользу «мобилизационного сценария» с «закручиванием гаек» и режимом «железной руки». Однако «тандем» Путина-Медведева, полагаясь на стабильность и непоколебимость системы, а также высокий уровень доверия граждан к институтам власти, сделал выбор в пользу «договорного сценария». Так в конце года (в Послании президента РФ, «прямой линии» Владимира Путина, ряде инициатив «Единой России») была обозначена стратегия «сбалансированного доверия», которая предполагает отказ от жесткого монологизма власти в пользу многостороннего диалога и взаимного доверия с целью консолидации внутренних и внешних сил для преодоления локальных и глобальных вызовов XXI века.

К наиболее значимым глобальным вызовам российское руководство относило, в частности:

- Борьбу с терроризмом и иными деструктивными формами политического и социального действия, что требует лучшей координации усилий ведущих государств мира в сфере безопасности и обороны;

- Преодоление финансового кризиса через развитие международной кооперации и определение новых правил игры в мировой экономике применительно к новому столетию, когда США утратили «моральное право» единолично доминировать в данной сфере;

- Противостояние за ресурсы, которое можно «снять» через равноправный диалог не только ведущих государств мира, но также через подключение к обсуждению проблемы стран «третьего мира»;

- Однополярность, которая преодолевается через совершенствование и диверсификацию международных институтов, реформирование ООН, расширение круга участников с правом решающего голоса при решении глобальных проблем.  

Предполагалось, что стратегия сбалансированного доверия в России поможет преодолеть следующие вызовы:

- Проблему социального неравенства и несовершенства социальной иерархии – через активную реализацию принципов «равенства стартовых возможностей» и развитие антрепренерской системы рекрутирования в элиту;

- Проблему противостояния государства и общества – через развитие гражданского участия и поощрение конструктивных инициатив (при определенном государственном «присмотре»), то есть ставка на взаимодействие не с «винтиком» и не с «автономной личностью», а с ответственным и социально адаптированным гражданином.

- Проблему гипертрофированной персонификации власти через развитие государственных и общественных институтов;

- Проблему территориальной целостности и сепаратизма – через реализацию принципа наднационального государства на национальной основе, развитие «общероссийского» патриотизма и продвижение идеи о необходимости внутренней консолидации страны для эффективного участия в мировой конкуренции XXI века.          Однако такая политика не означает перехода к «либерально-плюралистическому» курсу «лихих 90-х», а свидетельствует о желании руководства РФ достичь общенационального компромисса с «миноритариями», чтобы на консенсусной основе преодолеть возникшие перед страной трудности. Отсюда определенные «жесты доброй воли» в отношении «малых партий», общественных организаций, регионов и бизнеса.

Тем не менее, углубление финансово-экономического кризиса, разразившегося во второй половине 2008 г., во многом может поколебать указанную выше стратегию, привнеся в нее либо элементы «мобилизационного сценария», либо, напротив, элементы дезинтеграции системы ("Россия - 2008. Отчет о трансформации", из Введения).

Пресс-служба ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики