Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От Китая до Австралии. Кто оплатит «Северный поток-2» в случае санкций

От Китая до Австралии. Кто оплатит «Северный поток-2» в случае санкций

«Газпром» готовится подстраховаться на случай, если финансирование газопровода «Северный поток-2» со стороны европейских партнеров прервется. Для этого оператор проекта Nord Stream AG провел предварительные консультации с китайскими банками, пишут «Ведомости». По данным издания, обсуждалась возможность привлечения долгосрочного финансирования для реализации проекта.

Стоимость строительства второй части «Северного потока» из России в Германию по дну Балтийского моря оценивается в 9,5 млрд евро. «Газпром» предоставил гарантии на всю сумму и является единственным акционером Nord Stream AG. Предполагалось, что доли в проекте получат пять западных компаний, однако весной договорились, что они предоставят финансирование в виде долгосрочных кредитов на 4,75 млрд евро. В середине июня «Газпром» заявил, что 1 млрд евро из этой суммы уже перечислен.

Параллельно стало известно, что США разрабатывают дополнительные санкции в отношении РФ, предполагающие запрет инвестировать в российские экспортные газопроводы более 1 млн долларов единовременно или свыше 5 млн долларов в течение года. Пока законопроект лишь обсуждается, и администрация президента Дональда Трампа не готова принимать его в нынешнем виде.

РИСКИ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ

«Газпром» оценивает возможность неисполнения европейскими партнерами обязательств, как незначительную. В среду зампредправления компании Андрей Круглов заявил, что «Газпром» не корректирует сроки реализации и варианты привлечения финансирования для «Северного потока-2» из-за санкций США. Однако, по словам замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, вероятность того, что санкции будут приняты, велика. «Количества голосов, одобривших законопроект в Сенате, хватит на то, чтобы обойти вето Трампа», — пояснил он.

С другой стороны, пока нет информации о том, распространятся ли санкции на все европейские компании или только на те, которые имеют определенную долю бизнеса в США. Возможно, наказание коснется лишь тех, чей бизнес в Штатах значителен. Кроме того, неизвестны сроки вступления в силу закона, а до этого момента он не считается нарушенным. Поэтому европейские партнеры «Газпрома» могут поторопиться и экстренно выделить дополнительные суммы, считает эксперт.

Но если этого не произойдет, то порядка 3,5 млрд евро компания будет вынуждена искать на стороне. Здесь китайские банки — далеко не единственный возможный вариант. «Конечно, „Северный поток“ может быть для них интересен, поскольку участие даст им определенное влияние на европейский рынок газа. Но пока неясно, насколько европейцы готовы их пустить, а также сама привлекательность „Северного потока“ для китайских инвесторов. Есть масса более выгодных проектов. Китайская сторона может выступить скорее как кредитор, причем ставки будут близки к рыночным. Однако, принимая во внимание риски остановки или неполной загрузки проекта, которые остаются существенными, велика вероятность затягивания предоставления займа, что невыгодно „Газпрому“, ориентированному на запуск уже в 2019 году», — рассуждает Танурков.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ

В данной ситуации расчет на китайские кредиты — не самый верный, полагает он. Вместо этого «Газпрому» имеет смысл рассмотреть в качестве подстраховки другие источники финансирования, например, внешние займы. При желании компания может построить «Северный поток-2» и самостоятельно, невзирая на значительный объем инвестпрограммы. При содействии со стороны государства, например, освобождении от выплаты дивидендов, это может быть вполне реально. Для понимания — дивиденды «Газпрома» за прошлый год составили порядка 3 млрд долларов, что составляет большую часть ожидаемой от европейских партнеров суммы.

Замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач напоминает, что сейчас идут переговоры о формировании пула банков, которые могли бы участвовать в финансировании проекта в целом и предоставить порядка 70% необходимых средств, то есть, около 6,5 млрд евро. Китайские банки тоже рассматриваются, как потенциальные участники. «Возможно, у них будет меньше психологических проблем подключиться к финансированию, если санкции все-таки введут. Ведь доля бизнеса в США, который мог бы пострадать, там минимальна», — рассуждает он.

При этом эксперт отмечает, что капитал имеет тенденцию к глобальным перетокам, поэтому интерес к финансированию «Северного потока» могут выразить как европейские, так и австралийские или ближневосточные инвесторы, если у них нет риска подпасть под санкции. «Проект с точки зрения структуры финансирования вполне способен привлекать деньги на глобальном рынке, есть контракт, который гарантирует возврат средств, поэтому банковские институты готовы его рассматривать», — уверен он. Привлечение частных инвесторов пока под вопросом, поскольку подразумевает другую схему с выпуском облигаций, а она, насколько нам известно, пока не рассматривается, резюмирует он.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 22.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики