Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на нефтехимию: где «Роснефть» будет развивать новое стратегическое направление

Ставка на нефтехимию: где «Роснефть» будет развивать новое стратегическое направление

От реализации новой стратегии «Роснефти» Игорь Сечин ждет роста капитализации на 25-30%. Но у всех государств высокие амбиции, а на внутреннем рынке для всех не хватит места 

Национальный нефтечемпион — «Роснефть» — анонсировал ключевые тезисы новой стратегии до 2022 года. Сначала подробности разрабатываемого документа были озвучены 20 июня главой компании Игорем Сечиным в ходе рабочего приема у Владимира Путина. После, 22 июня, эти же основные положения были представлены широкой общественности на Годовом общем собрании акционеров в Сочи. И уже 27 числа — в развернутой статье Игоря Сечина на портале издания «Известия».

Нового в среднесрочном сценарии «Роснефти» заявлено много — это переход на холдинговую модель управления, акцент на умные технологии и цифровизацию, а также заметно повышенное внимание к газовому сегменту и перспективности развития нефтегазохимической компоненты, которая сегодня, пожалуй, представляет наибольший интерес для анализа.

Дело в том, что нефтегазохимический сегмент заявлен «Роснефтью» как стратегическое направление и цель компании — довести ее долю в общем объеме нефтеперерабатывающих мощностей группы до 20%.

В структуре управления центрального аппарата «Роснефти» уже сформирован департамент нефтегазохимии. Его возглавил бывший руководитель крупной нефтегазохимической компании «Самаранефтеоргсинтез» (САНОРС) Игорь Соглаев.

Игорь Сечин в развитии нефтехимии видит «огромный задел для получения дополнительной доходности». По его прогнозам, мировой спрос на нефтехимическую продукцию будет расти быстрее, чем рост ВВП и потребление нефтепродуктов. И это обстоятельство создает дополнительные перспективы для этого направления нашего бизнеса. 

На самом деле, все это так. Но важно учесть и глобальную среду — в мире есть группа «старых» лидеров индустрии — США, Япония, ряд стран ЕС, и также уже образован пул «новых» игроков — в числе которых Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Южная Корея и Сингапур.

Очевидно, что палитра конкурентов внушительна, и у всех государств здесь высокие амбиции, в основном со ставками на нелинейный рост собственных нефтегазоперерабатывающих мощностей как раз на ближайшую пятилетку. И вопрос — как занять нишу, открытый — всем не хватит места даже в условиях бурного роста спроса на продукцию глубокого передела. Как итог — затоваривание, которое способно подорвать ценовую конъюнктуру. Вот тогда окупаемость капиталоемких проектов окажется под вопросом. Поэтому «Роснефти» сегодня предпочтительней рассматривать международные альянсы, особенно с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона по схеме: в обмен на поставки сырья допуск к их страновым рынкам сбыта продуктов нефтехимии. Так можно разделить риски.

Принимая во внимание неуемную страсть «Роснефти» к росту, предпосылок к консолидации вполне можно ожидать и на внутреннем рынке. Скажем, теперь в периметр первичных интересов нефтеконцерна попадает «Сибур» — крупнейшая в России интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания. В поглощении же кроется завидная синергия. Правда, здесь возможны затруднения, если учесть непростой состав акционеров холдинга — они попросту могут не захотеть продавать перспективный актив.

В целом от реализации новой стратегии «Роснефти» Игорь Сечин ждет роста капитализации на 25-30%. Но это довольно скромные рубежи для пятилетки, так как с рублевых пиков января 2016 года акции эмитента на Московской бирже подешевели к середине июня почти на четверть. Так что новый среднесрочный сценарий развития «Роснефти» с точки зрения акционеров и потенциальных инвесторов не выглядит достаточно амбициозным. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 28.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики