Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» скрывает дату начала разработки Ковыкты

«Газпром» скрывает дату начала разработки Ковыкты

Концерн перестал указывать, когда запустит месторождение для «Силы Сибири»

Срок ввода в эксплуатацию Ковыктинского месторождения в очередной раз может измениться, следует из материалов «Газпрома», – и это не точная дата: промышленная разработка начнется после выхода на максимальную добычу Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, сказано в справочнике «Газпром в цифрах – 2016».

Дополнительно запутывает ситуацию то, что сроки запуска и выхода на максимальную добычу Чаяндинского месторождения в справочнике также не указаны. Написано, правда, что на проектную мощность Чаяндинское месторождение выйдет в соответствии с контрактом на поставку газа в Китай.

Контракт с китайской CNPC, о котором речь, предусматривает поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа ежегодно в течение 30 лет. Документ был подписан в мае 2014 г., а вступил в силу только в мае 2015 г. Временное окно, когда «Газпром» должен начать поставки, – с мая 2019 г. по май 2021 г.

В презентации, представленной «Газпромом» ко дню инвестора в 2016 г., сроки запуска новых добычных проектов, завязанных на «Силу Сибири», – Чаяндинского и Ковыктинского – определялись как 2018 и 2022 гг. соответственно и считались подтвержденными. Об изменениях в условиях контракта с CNPC с тех пор не сообщалось.

Изменение срока ввода в эксплуатацию Ковыктинского месторождения может произойти уже в пятый раз. В 2006 г. добыча на Ковыкте должна была уже составлять 9 млрд куб. м в год – в соответствии с лицензией, выданной компании «Русиа петролеум». Добыто было на два порядка меньше – 33,8 млн куб. м. В 2006 г. «Газпром» стал монопольным экспортером газа и в марте 2011 г. приобрел актив – и тогда же пообещал, что добыча на месторождении начнется в 2017 г. Спустя еще два года компания внесла корректировку в план освоения Ковыкты: теперь в нем значился 2024 год. А согласно заявлениям «Газпрома» в 2016 г., добыча газа на Ковыктинском месторождении должна была начаться в 2022 г.

Похожая история происходила с утвержденным графиком запуска добычи на Чаяндинском месторождении. Лицензия на него была получена «Газпромом» еще в 2008 г., начало добычи заявлено на 2014 /г. Но Чаяндинское месторождение так же сдвигалось все дальше в будущее – сначала на 2016 г., потом на 2017 г. и, наконец, на 2018 г. До тех пор пока в прошлом году «Газпром» не перестал в принципе указывать сроки в официальных заявлениях.

Нежелание раскрывать новые сроки ввода в эксплуатацию двух огромных месторождений, входящих в ресурсную базу трубопровода «Сила Сибири», директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко связывает с намерением «Газпрома» оптимизировать программу капитальных вложений и сбалансировать денежные потоки в условиях неопределенных цен на газ и роста налоговой нагрузки. Максимальное отдаление срока начала исполнения контракта на поставку газа в Китай может напрямую этому способствовать, высказывает предположение эксперт.

«Обязательства перед CNPC есть, но они довольно гибкие, окно начала поставок – два года. Публичной информации о контракте и о том, как он структурирован, очень мало», – сетует Маринченко.

Неизвестно, к какому сроку поставки должны достичь 38 млрд куб. м и допускаются ли поставки в меньшем объеме, если это вызвано сложностями геологического характера при освоении месторождений.

Но одного Чаяндинского месторождения, скорее всего, будет недостаточно, чтобы разогнаться до 38 млрд куб. м, говорит аналитик Fitch.

Кроме того, ориентируясь на более позднее начало добычи, «Газпром» страхует себя, понимая, что разработка месторождений может занять больше времени – в силу тех самых сложностей геологического строения, считает Маринченко. На сайте «Газпрома» указано, что Чаяндинское месторождение имеет сложное геологическое строение и особые термобарические пластовые условия, для его освоения «Газпрому» придется применять самые передовые технические достижения. «Иными словами, нужно бурить больше скважин. Применять редко использовавшиеся раньше «Газпромом» технологии. Это может усложнить темпы выхода на максимум добычи и привести к удорожанию проекта», – говорит Маринченко.

Согласно документам «Газпрома», изменение срока ввода в промышленную эксплуатацию касается не только Чаяндинского и Ковыктинского, но и большей части прочих газовых месторождений. В среднем даты начала добычи на них перенесены на один-два года, а выхода на максимум добычи – на срок от двух до трех лет. Маринченко объясняет это стечением сразу нескольких факторов: «Газпром» позволил себе снизить добычу газа с 488 млрд куб. м в 2012 г. до 420 млрд в 2015 г. и пока поддерживает ее. Это указывает скорее на избыток добывающих мощностей, чем на их недостаток.

В то же время компания уже несколько лет теряет свою долю на внутреннем рынке под давлением независимых поставщиков. Экспортные продажи в 2016 г. дошли до рекордного значения в 189 млрд куб. м, но и существенного роста здесь ожидать пока не стоит, полагает Маринченко. Вкупе с невысокой ценой на газ, значительно возросшей на компанию налоговой нагрузкой и идущим параллельно строительством «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» перенос сроков освоения Ковыктинского и Чаяндинского месторождений объясним желанием «Газпрома» оставить себе свободу для маневра, заключает Маринченко.

В Западной Сибири у «Газпрома» профицит добычных мощностей, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: «Компания развивала ресурсную базу под экспортные контракты и рост спроса на газ на внутреннем рынке после реформы РАО ЕЭС». Роста не было, а значительная часть промышленных потребителей отошла независимым производителям. Нет определенности и с экспортом газа в Европу, полагает Гривач: политика может вмешаться в продление контрактов и заключение новых. «Газпром», вероятно, не видит смысла форсировать новые добычные проекты и инвестировать в них опережающими темпами», – заключает Гривач.

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 28.06.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики