Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три компании или одна: главный российский вопрос по «Силе Сибири»

Три компании или одна: главный российский вопрос по «Силе Сибири»

Председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что его структура и китайская компания CNPC в ближайшие дни могут подписать специальный документ о точных сроках начала поставок природного газа по строящемуся газопроводу «Сила Сибири».

У «Газпрома» существует временной лаг в два года

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в первоначальном контракте по этому проекту была предусмотрена вилка, что поставки газа в Китай начнутся с 2019 по 2021 годы.

«Это было сделано для того, чтобы без проблем совместить контрактные обязательства с темпами строительства такой сложной системы. И на сегодня не стоит ожидать, что «Газпром» в качестве даты начала поставок газа укажет в этом соглашении 2019 год – скорее всего, учитывая некоторые трудности, сроки этого проекта будут несколько сдвинуты», - констатирует Митрахович.

Напомним, что «Газпром» и CNPC в мае 2014 года подписали договор по строительству «Силы Сибири» и последующим поставкам природного газа в Китай сроком на 30 лет и ежегодным объемом в 30 млрд кубометров. При этом, на текущий момент уже построено порядка 800 км магистральных путей, а сами эти строительные работы идут очень хорошими темпами.

«Кроме того, этот вопрос зависит не только от темпов строительства трубы, но и от потребления газа в Китае – в Пекине постоянно идут пересчеты этих планов, и от этого зависят конкретные даты, когда энергоресурсы пойдут в Поднебесную по «Силе Сибири», - заключает Митрахович.

Здесь, как считает Станислав Павлович, нет ничего страшного, поэтому скептические реплики по поводу переносов срока начала работ по «Силе Сибири» не имеют практического смысла.

Старт «Силы Сибири» зависит от готовности месторождений

«Также не нужно забывать про то, что этот вопрос увязан с газификацией российских регионов Дальнего Востока – там у «Газпрома» есть свои серьезные планы, которые входят в противоречие с намерениями независимых российских компаний, которые хотят получить доступ к «Силе Сибири» и также поставлять природный газ в Китай», - резюмирует Митрахович.

Это в первую очередь «Роснефть» и НОВАТЭК, поэтому, возможно, сроки начала работ по этому газопроводу будут увязаны с проектами не только «Газпрома», но и других компаний.

«Ведь проходила же информация, что «Газпром» пока не определился со сроками запуска ряда своих месторождений, из которых газ пойдет по «Силе Сибири» в Китай. Поэтому в контексте этого соглашения «Газпрома» и CNPC будет улажено много моментов, которые напрямую не касаются сроков окончания работ по самому газопроводу», - заключает Митрахович.

В целом, время еще есть, поэтому, как считает эксперт, сроков, которые были указаны в рамках базового контракта по «Силе Сибири», российской стороне должно хватить с лихвой.

Россия может покрыть по газу любые запросы китайской стороны

Примечательно, что Миллер также сделал заявление, согласно которому общий объем добытого «Газпромом» газа в 2017 году возрастет до 450 млрд кубометров, и это на 30 млрд кубометров выше тех показателей, которые российская компания достигла в прошлом году.

«Общие объемы добычи «Газпромом» газа зависят от того, сколько потребители смогут покупать – при желании российская компания может превзойти и эти цифры, причем эта логика касается и структуры «Силы Сибири», где есть одно новое месторождение, а также серьезные старые запасы. Все это говорит о том, что покрытие законтрактованных китайцами объемов не является серьезной проблемой для российской стороны», - констатирует Митрахович.

Впрочем, если что – существуют мощности «Роснефти» и НОВАТЭКа, которые имеют возможности для того, чтобы увеличить свою добычу и направить этот газ в Китай.

«Здесь все зависит только от экспортных возможностей «Роснефти» и НОВАТЭКа, т.е. дадут или нет этим компаниям доступ к структуре «Силы Сибири», - резюмирует Митрахович.

К «Силе Сибири» могут подключить независимых поставщиков

При этом, «Газпром» выступает против доступа независимых российских поставщиков к «Силе Сибири» по причине того, что это может дестабилизировать продажу газа в Китай.

«Этот вопрос сейчас как раз и решается, причем не только в Министерстве энергетики, но и на самом высшем уровне – в Кремле. Дело в том, что этот вопрос имеет даже не экономическое значение, а политическое, поскольку это может нарушить монополию «Газпрома» и привести к внутренней конкуренции в рамках внешней торговли», - заключает Митрахович.

Все эти аспекты обговариваются, причем здесь существуют аргументы, как «за», так и «против» допуска других российских газовых компаний на внешний рынок.

«Естественно, положительное решение этот вопроса даст стимул этим российским компаниям усилить свою работу, но с другой стороны, если китайцы будут иметь возможность получать из России газ, как от «Газпрома», так и от «Роснефти» с НОВАТЭКом, то это может дать им очень серьезные аргументы требовать снижения экспортной цены», - констатирует Митрахович.

И это объективная логика – чем больше выбора поставщиков здесь будет у китайцев, тем больше у них будет аргументов добиться какого-то демпинга в цене на российский газ.

«Таким образом, это дискуссионный вопрос – нужно ли вообще давать российским компаниям возможность конкурировать на одной экспортной площадке», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 30.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики