Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия избрала новую линию в отношении «Северного потока-2»

Еврокомиссия избрала новую линию в отношении «Северного потока-2»

Еврокомиссия подготовила очередной мандат для министров энергетики стран Европейского союза, который подразумевает частичное распространение положений так называемого Третьего энергопакета на подводную часть газотранспортного проекта «Северный поток-2».

Польша и Прибалтика рассчитывают сорвать «Северный поток-2»

«Ряд стран Евросоюза», за которыми скрываются Польша и государства Прибалтики, потребовали от Брюсселя распространить на подводную часть газопровода «Северный поток-2» положения Третьего энергопакета, которые очень существенно ограничат этот проект.

Дело в том, что формально – последние несколько километров «Северного потока-2» проходят по морской акватории, но фактически они будут выведены на немецкую территорию. Именно это обстоятельство и стало причиной этих юридических придирок к данному проекту.

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что все эти действия направлены на окончательный срыв реализации «Северного потока-2».

«Все это делается для того, чтобы затянуть процесс голосования в Евросоюзе на как можно более долгий срок. Естественно, все это осуществляется Польшей и странами Прибалтики, которые на самом первом этапе были против реализации данного проекта», - констатирует Юшков

Европейцы хотят дождаться нового пакета американских санкций

По словам Игоря Валерьевича, цель этих стран лежит на поверхности – Польша и Литва хотят затянуть эту историю. И рассмотрение вопроса о предоставлении Еврокомиссии права трактовать этот проект, как соответствующий Третьему энергопакету, идеально подходит для этого.

Таким образом, в контексте этих пересудов подошел бы срок утверждения нового пакета санкций Сената США, которые уже непосредственно касаются «Северного потока-2».

Напомним, что Сенат США принял законопроект, который имеет экстерриториальное значение и грозит санкциями всем мировым компаниям, которые работают с российской энергетической сферой и, в частности, инвестируют суммы свыше 5 млн долларов в «Северный поток-2».

«На самом деле, «Северный поток-2» – это очень простой проект в плане правоприменения – он идет по морскому дну, из-за этого не подпадает под нормы Третьего энергопакета, а на берегу «Газпром» строить его продолжение уже не собирается, поскольку эту часть газопровода будут реализовывать европейские компании, которые также участвуют в этом газовом проекте», - заключает Юшков

Поэтому все эти юридические придирки не имеют правовых оснований и вызваны тем, что критики этого газотранспортного проекта пытаются решать свои меркантильные задачи.

«Польша и Литва хотят оттянуть начало реализации «Северного потока-2» для того, чтобы санкции США вступили в силу, и чтобы Вашингтон не давал европейским компаниям реализовывать этот проект с помощью нового закона США», - констатирует Юшков.

Польша и Литва хотят сделать «Северный поток-2» нерентабельным

Кроме того, критики «Северного потока-2» хотят привести его в такую правовую форму, когда на практике его реализация абсолютно не рентабельна и вообще не возможна. Именно для данных целей наши критики и пытаются подвести этот проект под нормы Третьего энергопакета.

Здесь можно вспомнить ситуацию с первым «Северным потоком», когда действия этого режима привели к тому, что этот газопровод сегодня загружен только на половину своей мощности.

«Поэтому решение о том, что «Северный поток-2» подпадает под условия третьего энергопакета означает, что этот проект будет работать только на половину мощности, поскольку данный нормативный акт требует от «Газпрома» допустить туда альтернативных поставщиков. Естественно, когда речь идет об экспорте российского газа – это попросту невозможно», - резюмирует Юшков

Все это, как считает эксперт, говорит о том, что Польша и Литва рассчитывают в данной своей инициативе на то, что половина мощностей «Северного потока-2» будет простаивать, либо это обстоятельство заставит «Газпром» и его партнеров отказаться от этого проекта.

«Так что, цель всех этих инсинуаций заключается не в какой-то корректировке «Северного потока-2» в пользу учета каких-то абстрактных интересов Польши и Прибалтики, а в том, чтобы не дать этому проекту возможностей реализоваться на практике», - заключает Юшков.

К осени ситуация по «Северному потоку-2» окончательно прояснится

Именно к тому, чтобы не дать этому проекту реализоваться, сейчас и клонят европейцы, поэтому ситуация вокруг «Северного потока-2» продолжает постоянно накаляться.

В этой связи, основным вопросом является «точка невозврата», когда будет окончательно ясно – начинается ли стройка «Северного потока-2» или, наоборот, положение дел складывается так, что без системного сдвига в двусторонних отношениях между Москвой и Брюсселем, говорить о строительстве этого газотранспортного проекта не имеет никакого смысла. 

«К сентябрю будет окончательно ясно – строим мы «Северный поток-2» или не строим, ведь уже в августе станет понятно, принимают ли американские власти санкции против российских проектов в нефтегазовой сфере или все-таки нет. Кроме того, станет окончательно очевидно, как Евросоюз будет относиться к таким проектам – в рамках своего правового поля или будет придумывать для них очередные правовые исключения вроде этого мандата», - констатирует Юшков.

Также необходимо понимать, что даже если санкции США не будут введены, а Еврокомиссия на деле получит этот мандат, то на «Северном потоке-2» можно будет ставить крест.

«Можно будет дать восемьдесят процентов на то, что этот проект не будет реализован, ведь мандат сократит в два раза мощность «Северного потока-2», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 03.07.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики