Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК+ быть!

ОПЕК+ быть!

Участники соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти не планируют выходить из сделки, действие которой истекает в марте 2018 года, а разрабатывают стратегию долгосрочного сотрудничества по истечению этого срока, — сообщил сегодня генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо в кулуарах 22-го Мирового нефтяного конгресса в Стамбуле.

«25 мая мы продлили соглашение на девять месяцев. Сейчас мы смотрим уже за горизонт этих девяти месяцев. Мы рассматриваем стратегию долгосрочного сотрудничества, а не стратегию выхода», — сказал он, подчеркнув, что смысл ее гораздо шире соглашения о сокращении добычи.

«Это сотрудничество, которое мы хотим институализировать», — добавил Баркиндо, пояснив, что речь не идет о продлении действий по ограничению добычи.

«Сокращение добычи на 1,8 млн баррелей — не единственный элемент нашего сотрудничества, которое мы скрепили 10 декабря», — отметил он.

Напомним, первое соглашение между членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и государствами, не входящими в этот картель, о сокращении добычи нефти было подписано 10 декабря и оказало существенное влияние на экономики многих стран мира, в том числе и России.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление Мухаммеда Баркиндо является, прежде всего, попыткой повлиять на нефтяной рынок. «Думаю, здесь в большей степени играет роль медийная составляющая, потому что рынок нефти весьма психологичен и мгновенно реагирует на подобные заявления: фьючерсы дорожают, так как трейдеры скупают ценные бумаги, в надежде, что они вырастут еще, когда произойдет заявленное событие. Мы это уже видели в дни первого соглашения ОПЕК с Россией и другими нефтедобытчиками: только пришла новость о подписании документов, и цена нефти выросла на несколько долларов, хотя никто еще ни на баррель нефтедобычу не сократил», — напомнил он.

По оценке эксперта, для России сейчас будет выгодно заявить, что предложение о создании ОПЕК+ принято к рассмотрению. «Для России выгодно все, что позволяет цене на нефть вырасти, но не заставляет нас снижать в больших объемах экспорт нефти. Сейчас мы в комфортной ситуации, и было бы обоснованно, если бы министр энергетики Александр Новак заявил, что мы рассмотрим это предложение, проведем соответствующую конференцию, подпишем дорожную карту и так далее. Чем больше новостей будет о том, что мы создали некий картель и цена на нефть вырастет из-за этого, тем лучше для России. Сам же формат ОПЕК+ на цены не влияет. В его рамках пришлось бы очень сильно сократить объемы добычи, чтобы создать дефицит нефти в мировых масштабах для роста цен, — но на это никто не пойдет, потому что от такого сокращения даже при росте цены выгоды не будет. Поэтому сейчас все ищут некий баланс: немного сократить объем добычи для того, чтобы цены немного подросли», — обратил внимание Игорь Юшков.

Что касается возможной программы сотрудничества в рамках ОПЕК+, то она будет повторять работу ОПЕК с дополнительными стимулами для участников. «В первую очередь речь о квотировании объемов производства нефти с выделением квот на каждую страну, которая добывает нефть на постоянной основе. Будут проводиться регулярные встречи и саммиты. По сути, в рамках ОПЕК+ страны уже встречаются раз в полгода для заключения и продления соглашения по сокращению нефтедобычи, и то же самое будет происходить и дальше, оформление нового картеля ничего не изменит кроме вывески», — заключил Игорь Юшков.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в свою очередь заявил, что на данный момент никто за пределами ОПЕК не готов к созданию квазиОПЕК с жесткими условиями членства, а уж тем более к принятию на себя каких-то обязанностей по исполнению решений организации. «То есть, расширенный ОПЕК в классическом понимании картеля — такого точно не будет. К этому никто не готов и никому не нужно», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, речь может идти лишь о какой-то площадке для дискуссий и выработки решений. «Против этого никто выступать не будет. Вопрос в том, насколько это окажется эффективным. Если судить по заявлению, то речь идет, скорее всего, о какой-то площадке, на которой будет работать некое общее правило взаимодействия на рынке. В принципе, идея здравая, но опять же все зависит от ее наполнения. А сейчас это пока общие слова», — объяснил Алексей Белогорьев.

В то же время он выразил сомнение в том, что заявление Мухаммеда Баркиндо каким-то образом скажется на нефтяных ценах. «Все понимают, что это общие слова. Для участников фьючерсной торговли они ничего не значат, несмотря на статус говорившего. Это слишком слабое заявление, чтобы его рассматривать в качестве серьезного фактора. Кроме того, для участников рынка важны какие-то конкретные действия, по которым потом можно будет судить о том, насколько реалистична сама эта идея, насколько страны ОПЕК готовы за нее бороться. Сейчас это не очень понятно», — пояснил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

По его словам, для того, чтобы соглашение ОПЕК+ работало так, как этого хотят страны ОПЕК, Россия и другие, нужны серьезные реформы. «Необходимы изменения в вопросе ценообразования на нефть ОПЕК, в части логистики поставок. Там целый клубок серьезных изменений, к которым, по большому счету, те же страны ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, не готовы. Если это долгосрочная стратегия, то она должна включать в себя серьезное реформирование рынка, прежде всего рынка тех сортов нефти, которые продают, экспортируют сами страны ОПЕК. Очевидно, что никакого желания и готовности к этому нет, поэтому все останется на уровне обсуждений. На самом деле, на разных площадках, в том числе в рамках энергодиалога Россия-ОПЕК какие-то идеи стратегические обсуждаются, но пока уровень этих разговоров настолько общий и неконкретный, что большого толка для рынка от них нет», — резюмировал Алексей Белогорьев.

Источник: Вестник Кавказа, 11.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики