Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проспала ли Россия революцию СПГ?

Проспала ли Россия революцию СПГ?

Россия проспала революцию сжиженного природного газа и рискует утратить свои позиции, считают в немецком издании Die Welt. Автор Эдуард Штайнер пишет, что за это «Газпром» пожурил лично Владимир Путин. И сделал это, по мнению немецкого издания, не зря: по сравнению с 2001 годом продажи СПГ выросли вдвое. А доля СПГ в общемировых поставках достигла 30%, а к 2040 году вырастет до 40%.

СПГ при этом, отмечает DW, уже стал элементом геополитической игры, в которую вовлечены такие могущественные страны, как Россия, США и Катар. Последние две наращивают добычу и экспорт. А это, в свою очередь, провоцирует очень опасную борьбу за власть, отмечает Эдуард Штайнер. Он приводит пример Европы, которая может стать новым центром конфликта, так как США собираются увеличить поставки СПГ в страны ЕС и выступают против строительства «Северного потока-2».

Кроме того, сами страны-импортеры оценили выгоды СПГ в диверсификации поставок газа и теоретически в Европе уже сейчас могут отказаться от поставок российского трубопроводного газа, предположили в DW.

«Однако не отказались», — замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. Более того, экспорт газа из России только в первом полугодии этого года вырос на 12%. При этом в Европе доля СПГ куда ниже, чем в среднем в мире. В прошлом году, по данным лондонского офиса японской национальной корпорации Jogmec, 29 терминалов СПГ в странах ЕС мощностью 209 млрд кубометров загрузили лишь на четверть и доля сжиженного газа в Европе не превысила 12%.

«И пока европейские потребители не собираются значительно наращивать объемы. Они выбирают более дешевый трубопроводный газ», — объясняет Игорь Юшков. По данным МВФ, в июне российский газ на границе с Германией стоил $ 177 за тысячу кубометров, в то время как средняя стоимость СПГ для европейских потребителей составляла $ 250.

«Значение СПГ вырастет, потому что многие страны хотят диверсифицировать свои источники газа. Но с экономической точки зрения СПГ обычно существенно дороже, чем трубопроводный газ, потому что требует намного больших инвестиций. В Европе природный газ из России дешевле, чем СПГ откуда-то еще», — заявил тому же Die Welt генсекретарь Форума стран-экспортеров газа Хуссейн Адели в начале июля.

Заявления о том, что Россия проспала революцию СПГ похожи на те, что тиражировались несколько лет назад по поводу сланцевой революции, считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. «А по факту — бьем рекорды по физическим объемам и доле на рынке», — сказал эксперт.

«Для США тема сланцевой революции действительно актуальна. Еще в 70-х страна испытывала нехватку газа и компании искали разные источники увеличения добычи. Им стали месторождения в сланцах, которые по началу были слишком дорогими для освоения, — уточняет Игорь Юшков. — В России такой проблемы нет. Мы по-прежнему обладаем крупнейшими запасами газа, который находится в традиционных месторождениях, и „Газпром“ способен, по сути, одним только поворотом вентиля увеличить годовую добычу на 150 млрд кубометров. Себестоимость добычи при этом куда ниже, чем сланцевая». 

Что касается революции СПГ, то, как замечает эксперт, без нее США и Катар просто не смогли бы начать полномасштабный экспорт газа в виду географического расположения. «Трубопроводы же по-прежнему остаются самым выгодным путем доставки», — говорит Игорь Юшков. Как заметил председатель программы изучения природного газа Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Штерн в the Financial Times, пять крупнейших европейских компаний не были бы парнерами «Газпрома» и не выделили бы по 1 млрд евро на проект «Северного потока-2», если бы он был невыгоден экономически.

В чем Россия могла «проспать» революцию СПГ, так это в проектах по сжижению газа на Дальнем Востоке, где отсутствует достаточная трубопроводная инфарструктура, считает ведущий аналитик ФНЭБ. «Если бы третья очередь проекта «Сахалин» работала, то новые объемы российского СПГ были бы законтрактованы. Однако проект до сих пор стоит, а тем временем на азиатский рынок выходит большое количество СПГ из Австралии и США, — говорит эксперт. — Но это связано не столько с тем, что проспали, сколько с внутренними проблемами страны. В России по-прежнему нет единой энергетической политики и за право построить завод СПГ на Дальнем Востоке продолжается сражение двух госкомпаний — «Газпрома» и «Роснефти».

«Ямал СПГ» — также не является пусть и поздним, но ответом на революцию сжиженного газа, считает Игорь Юшков. «Монополия „Газпрома“ на экспорт газа трубопроводами объясняется тем, что лишняя конкуренция приведет к снижению цен и падению доходов бюджета. Поэтому независимым производителям и разрешили экспорт газа в виде СПГ с прицелом на рынки, куда трубопроводный газ не поступает», — говорит эксперт. По его мнению, именно в такой стратегии и следует развивать проекты СПГ в России, которые могут быть направлены на рынки Азии и юго-западной Европы. Например, Португалия и Испания не имеют доступа к российскому трубопроводному газу и являются крупными потребителями СПГ. Именно они и были основными покупателями небольших партий американского СПГ, которые все-таки достигли берегов Европы в прошлом году.

«Возить же сжиженный газ, например, с „Балтийского СПГ“ в Германию будет нерентабельно, так как покупателям выгоднее закупать трубопроводный газ», — замечает Игорь Юшков. Алжир и Норвегия, например, производят СПГ, но возят их на азиатские рынки. Эксперт добавляет, что масштабное развитие проектов СПГ в России может стать вынужденной мерой: если антироссийские санкции США все-таки вступят в силу и «Газпрому» не удастся построить обходные газопроводы в Европу — вторую нитку «Турецкого потока» и «Северный поток-2». 

Источник: EADaily, 12.07.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики