Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конгрессу Трампа не сковать

Конгрессу Трампа не сковать

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник — о том, что для российской экономики означает ужесточение американских санкций

Надежды на политическое сближение России и США слабеют: новый американский президент Дональд Трамп пока не решается начать масштабную перезагрузку отношений с Москвой. В активности его сдерживают конгрессмены, которые вдобавок ратуют за принятие дополнительных ограничительных мер в отношении России. И администрация Белого дома уже принципиально согласилась с очередным законопроектом об ужесточении санкций — пакет ограничений предписан России и Ирану.

Правда, один из пунктов документа Трампа не устраивает — он возмущен попытками парламентариев ограничить президентские полномочия. Момент в том, что новый свод правил в случае его желания снять санкции с Москвы фиксирует новую необходимость — регламент предписывает обязательную процедуру голосования конгресса. Поэтому законопроект ждет доработка, и только после нее последует повторное рассмотрение.

В случае утверждения этого документа американским компаниям и частным лицам будет запрещено участвовать в финансировании российских нефтегазовых проектов, а также технологически их поддерживать.

Но новый пакет санкций в стратегическом смысле может сильно навредить стране-эмитенту. Нью-йоркское издание The Wall Street Journal (WSJ) предупреждает, что рассматриваемый законопроект об усилении санкционного режима в отношении России, если будет принят, нанесет внушительный финансовый урон американским нефтегазовым концернам.

Газета ссылается на оценки вице-президента американского Национального совета внешней торговли в Нью-Йорке Ричарда Савайи, который видит в лишении компаний США прав осваивать месторождения нефти и газа совместно с Россией их многомиллиардную упущенную синергию.

Также неминуемо последует замещение американских игроков в российских нефтегазовых проектах на конкурентов из Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. И если кооперация европейских концернов с Россией тоже в той или иной мере скована антироссийскими санкциями, то у Китая нет никаких ограничений — горизонт чист. А разве в глобальной экономике США видят Китай не своим ключевым стратегическим соперником? А еще нарастить присутствие в нефтегазовых проектах в России не прочь Индия и Южная Корея.

Так что курс, взятый Вашингтоном, не оставляет России альтернатив — в итоге мы пойдем по пути замещения американских игроков в альянсах на шельфе китайскими и индийскими партнерами, отчасти и европейскими.

Это тревожит заокеанских мэйджоров — им впору ударять в набат. Скажем, Exxon и Chevron уже всерьез забеспокоились — их менеджмент опасается, что ограничительные меры могут привести к развалу нефтегазовых проектов с участием российских игроков по всему миру. Более того, транснациональным корпорациям в глобальном смысле попросту некуда идти — более благоприятной гавани, чем Россия, с точки зрения перспективной ресурсной базы вкупе со стабильным геополитическим базисом, на карте-то и нет. Учитывая лоббистские возможности этих концернов и их роль в экономике США, можно предположить, что процесс принятия Вашингтоном закона об ужесточении антироссийских санкций вполне может быть заторможен.

Возможно, за желанием Дональда Трампа удержать монополию в части отмены санкционных резолюций подспудно может скрываться и желание скорой смены тренда в отношениях с Россией — известно, что в рамках германского саммита G20 при разговоре с Владимиром Путиным тема санкций звучала. И там, скорее всего, были позитивные ноты. Но это вопрос перспективы. Сейчас «вешать афишу» рано — Трампу надо переждать атаки конгрессменов. А они не ослабляют хватку: 11 июля вопрос об импичменте Трампа внесли на рассмотрение палаты представителей конгресса США двое демократов.

Зато в энергетических аспектах американский лидер уже продемонстрировал амбициозность и решительность. Процесс его адаптации в Овальном кабинете завершен — прошло достаточно времени, чтобы приступить к реализации провозглашенных еще в ходе предвыборной кампании планов. Революционные ходы у Трампа случаются — в энергетической доктрине взят крен на углеводородный сегмент — как, впрочем, он ранее и обещал. Чего стоит его указ о выходе из Парижского соглашения по климату, который обескуражил многих европейских лидеров, делающих ставку на возобновляемые источники энергии.

Потому не исключено, что новые переговорные раунды России и США на высшем уровне тоже могут обрести революционный окрас — слом возможен. Ведь Трампу для самоутверждения важно зачистить поле от «дурного наследия» Барака Обамы.

Трамп непредсказуем как политик, но вменяем как бизнесмен. И его попытки встать на путь налаживания бизнес-кооперации с Россией — пожалуй, единственная здравая стратегия. На этом настаивает большой энергетический бизнес Америки. Да и мы не против. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 17.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики