Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конгрессу Трампа не сковать

Конгрессу Трампа не сковать

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник — о том, что для российской экономики означает ужесточение американских санкций

Надежды на политическое сближение России и США слабеют: новый американский президент Дональд Трамп пока не решается начать масштабную перезагрузку отношений с Москвой. В активности его сдерживают конгрессмены, которые вдобавок ратуют за принятие дополнительных ограничительных мер в отношении России. И администрация Белого дома уже принципиально согласилась с очередным законопроектом об ужесточении санкций — пакет ограничений предписан России и Ирану.

Правда, один из пунктов документа Трампа не устраивает — он возмущен попытками парламентариев ограничить президентские полномочия. Момент в том, что новый свод правил в случае его желания снять санкции с Москвы фиксирует новую необходимость — регламент предписывает обязательную процедуру голосования конгресса. Поэтому законопроект ждет доработка, и только после нее последует повторное рассмотрение.

В случае утверждения этого документа американским компаниям и частным лицам будет запрещено участвовать в финансировании российских нефтегазовых проектов, а также технологически их поддерживать.

Но новый пакет санкций в стратегическом смысле может сильно навредить стране-эмитенту. Нью-йоркское издание The Wall Street Journal (WSJ) предупреждает, что рассматриваемый законопроект об усилении санкционного режима в отношении России, если будет принят, нанесет внушительный финансовый урон американским нефтегазовым концернам.

Газета ссылается на оценки вице-президента американского Национального совета внешней торговли в Нью-Йорке Ричарда Савайи, который видит в лишении компаний США прав осваивать месторождения нефти и газа совместно с Россией их многомиллиардную упущенную синергию.

Также неминуемо последует замещение американских игроков в российских нефтегазовых проектах на конкурентов из Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. И если кооперация европейских концернов с Россией тоже в той или иной мере скована антироссийскими санкциями, то у Китая нет никаких ограничений — горизонт чист. А разве в глобальной экономике США видят Китай не своим ключевым стратегическим соперником? А еще нарастить присутствие в нефтегазовых проектах в России не прочь Индия и Южная Корея.

Так что курс, взятый Вашингтоном, не оставляет России альтернатив — в итоге мы пойдем по пути замещения американских игроков в альянсах на шельфе китайскими и индийскими партнерами, отчасти и европейскими.

Это тревожит заокеанских мэйджоров — им впору ударять в набат. Скажем, Exxon и Chevron уже всерьез забеспокоились — их менеджмент опасается, что ограничительные меры могут привести к развалу нефтегазовых проектов с участием российских игроков по всему миру. Более того, транснациональным корпорациям в глобальном смысле попросту некуда идти — более благоприятной гавани, чем Россия, с точки зрения перспективной ресурсной базы вкупе со стабильным геополитическим базисом, на карте-то и нет. Учитывая лоббистские возможности этих концернов и их роль в экономике США, можно предположить, что процесс принятия Вашингтоном закона об ужесточении антироссийских санкций вполне может быть заторможен.

Возможно, за желанием Дональда Трампа удержать монополию в части отмены санкционных резолюций подспудно может скрываться и желание скорой смены тренда в отношениях с Россией — известно, что в рамках германского саммита G20 при разговоре с Владимиром Путиным тема санкций звучала. И там, скорее всего, были позитивные ноты. Но это вопрос перспективы. Сейчас «вешать афишу» рано — Трампу надо переждать атаки конгрессменов. А они не ослабляют хватку: 11 июля вопрос об импичменте Трампа внесли на рассмотрение палаты представителей конгресса США двое демократов.

Зато в энергетических аспектах американский лидер уже продемонстрировал амбициозность и решительность. Процесс его адаптации в Овальном кабинете завершен — прошло достаточно времени, чтобы приступить к реализации провозглашенных еще в ходе предвыборной кампании планов. Революционные ходы у Трампа случаются — в энергетической доктрине взят крен на углеводородный сегмент — как, впрочем, он ранее и обещал. Чего стоит его указ о выходе из Парижского соглашения по климату, который обескуражил многих европейских лидеров, делающих ставку на возобновляемые источники энергии.

Потому не исключено, что новые переговорные раунды России и США на высшем уровне тоже могут обрести революционный окрас — слом возможен. Ведь Трампу для самоутверждения важно зачистить поле от «дурного наследия» Барака Обамы.

Трамп непредсказуем как политик, но вменяем как бизнесмен. И его попытки встать на путь налаживания бизнес-кооперации с Россией — пожалуй, единственная здравая стратегия. На этом настаивает большой энергетический бизнес Америки. Да и мы не против. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 17.07.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики