Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» начал строить европейскую часть «Турецкого потока»

«Газпром» начал строить европейскую часть «Турецкого потока»

«Газпром» начал укладку второй нитки «Турецкого потока», сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на одного из контрагентов подрядчика и федерального чиновника.

Так, по словам одного из источников, на дно Черного моря уже уложено порядка 20–25 км трубы. Работы ведет корабль-трубоукладчик Audacia швейцарской компании Allseas, которая выиграла тендер «Газпрома» на прокладку трубы под водой.

В настоящее время судно, находящееся несколькими километрами южнее пос. Малый Утриш, движется с постоянной средней скоростью 0,1–0,15 узла в час (4–5 км в сутки) по маршруту, где ранее была проложена первая нитка «Турецкого потока», информирует сайт marinetraffic.com. Это приблизительно соответствует заявленной рабочей скорости укладки трубы, сообщает издание.

Известно, что Allseas Audacia может принять на борт до 14 000 т труб. Пополнением их запаса, по словам источника «Ведомостей», занимаются грузовые корабли Highland Navigator (грузоподъемность — 3300 т) и Baccara (3000 т). С вечера 17 июля до вечера 18 июля они совершили два рейса от порта Анапы до Audacia, некоторое время сопровождали ее на маршруте и вернулись обратно, указывает marinetraffic.com. Также на рейде порта Анапы находится грузовик «Евдокия», прибывший из Болгарии с грузом труб в ночь с 17 на 18 июля. По информации источника издания, три грузовика обеспечивают бесперебойную работу трубоукладчика, пополняя его запасы труб на маршруте, «Евдокия» ждет своей очереди.

Ранее «Газпром» сообщал о строительстве подводной части только первой нитки «Турецкого потока», прокладкой мелководного участка занимался все тот же трубоукладчик Audacia. Затем эстафету от него принял еще один корабль Allseas — самый большой трубоукладчик в мире Pioneering Spirit, способный укладывать трубу на больших глубинах, его рабочая скорость составляет также около 5 км в день.

Министр энергетики РФ Александр Новак 10 июля заявил, что уже построено около 50 км газопровода по дну Черного моря. Тогда же он уточнил, что Турция еще не дала окончательного подтверждения точкам выхода газопровода на своей территории, однако намерена сделать это «в ближайшее время».

Отметим, что пока «Газпром» не сообщал о том, когда начнется укладка второй нитки «Турецкого потока».

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, «Газпром» вынуждает действовать столь поспешно Конгресс США, стремительно приближающийся к принятию закона о новых санкциях против России, в которые войдет и частичный запрет на работу западных компаний на российских трубопроводных проектах. «Сенат уже одобрил новый санкционный пакет, дело за Палатой представителей, так что началась гонка на время: успеет ли „Газпром“ проложить газопровод до того, как примут санкции. Также „Газпрому“ всячески нужно показать, что „Турецкий поток“ не является новым проектом, так как в тексте санкций написано, что ограничения вводятся исключительно против новых газопроводных проектов», — пояснил он.

В число компаний, которым запретят работать с «Газпромом», входят и трубоукладчики. «Поэтому „Газпром“ всячески пытается ускориться и построить нитки газопроводов уже сейчас. Санкции вступят в силу примерно через месяц, максимум, через два месяца. Палат представителей будет через месяц рассматривать законопроект и наверняка его одобрит. Возможно, президент Дональд Трамп будет противостоять работе закона, но Конгресс легко обойдет его право вето, так что в лучшем случае введение санкций удастся лишь отсрочить. Думаю, в связи с этим „Газпром“ сейчас стремится успеть построить подводную часть второй нитки до границ территориальных вод Болгарии, параллельно проводя дополнительные переговоры с Брюсселем о том, что провести трубу по старому маршруту „Южного потока“ будет для всех удобнее. Если же Брюссель не даст гарантий, что второй нитке „Турецкого потока“ никто не будет вставлять палки в колеса, вторую нитку повернут на юг и достроят параллельно первой в Турцию», — прогнозирует Игорь Юшков.

Наиболее острой проблемой является в данном случае то, что в России попросту нет трубоукладчиков, способных строить трубопровод на дне Черного моря. «Если иностранным компаниям запретят работать „Газпромом“ до того, как будет достроена морская часть „Турецкого потока“, проект может быть заморожен. Конечно, вопрос в том, как остановить эту работу корректно и без технических проблем, ведь трубу нельзя бросить посреди моря просто так — после этого нельзя будет восстановить строительство трубопровода. То есть необходимо реализовать проект до конца, вывести трубу на берег и только после этого разорвать контрактные обязательства, иначе получится, что половина газопровода была построена напрасно, так как его придется укладывать заново. Черное море — глубоководное, достать конец трубы со дна, чтобы к нему присоединить новую, попросту нельзя», — пояснил эксперт.

При этом риски нереализации наземной, европейской части второй нитки «Турецкого потока» никуда не делись. «В самом „Газпроме“ пока еще нет твердого решения о том, куда вести трубу. Вариант второй нитки через Турцию не идеален ни для России, ни для европейцев, ведь мы, по сути, меняем одного транзитера — Украину — на другого транзитера — Турцию, а это не менее сложный партнер для „Газпрома“. В общих интересах России и Европы было бы вернуться к старому маршруту „Южного потока“, но европейцы сами от этого отказываются, вынуждая „Газпром“ тянуть трубу все-таки через Турцию и пытаться заводить ее через Грецию в Италию. От этого пострадают страны Южной Европы — Болгария, Венгрия, Сербия, которые раньше могли стать транзитерами и покупателями российского газа», — обратил внимание Игорь Юшков.

В то же время, эти страны смогут получать газ из Турции. «Стоит ожидать, что освободятся мощности Трансбалканского газопровода, по которому сейчас газ идет через Украину, Румынию и Болгарию в Турцию. После запуска первой нитки „Турецкого потока“ эта труба освободится, и затем ее можно будет использовать в обратном направлении, снабжая газом Болгарию через Турцию. Эта страна потребляет около 3 млрд куб м российского газа в год с ростом до 5 млрд куб м, Сербия — около 2 млрд куб м, Венгрия — около 5 млрд куб м. Реверс Трансбалканского газопровода поможет им продолжить получать российский газ после прекращения его транзита через Украину», — заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Источник: Вестник Кавказа, 19.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики