Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Еще раз о нефтепроводе в Китай

Еще раз о нефтепроводе в Китай

Позиция ФНЭБ вызвала отклик в экспертном сообществе. Нас уже поспешили обвинить в непонимании геополитических реалий, упрекают в том, что мы сводим вопрос строительства новых нефтепроводов к возможной нехватке сырья. Конечно, вопрос нефтепровода в Китай нельзя свести исключительно к вопросам диверсификации поставок и к дефициту сырья. Мы, собственно, об этом и говорим: не есть ли такое спешное строительство нефтепровода началом новой геополитической доктрины Российской Федерации?

А ведь спешка очевидна! Например, еще не закончено строительство нефтепровода до Сковородино (оно запланировано на конец этого года), а уже 27 апреля прошла церемония торжественной сварки первого шва отвода нефтепровода ВСТО в Китай в окрестностях этого славного города Амурской области. Возникает вопрос: если нет еще нефтепровода, зачем от него торжественно строить отвод уже сейчас? Почему идет такая спешка? Причем, без широкого экспертного обсуждения того, к чему эти решения приведут.

Мы апеллируем к призыву министра энергетики С. Шматко широко обсудить энергетическую стратегию до 2030 года. Попутно заметим, кстати, что стратегия до 2020 года уже заменена на стратегию до 2030 года. До сих пор по китайскому контракту широкой общественности не назвали базовую цену поставок нефти в Китай и стоимость кредита, который компании «Роснефть» и «Транснефть» получат от китайских банков. Почему такая скрытность, если этот проект действительно России выгоден и нужен с точки зрения политического партнерства с Китаем?

Да, мы неоднократно говорили о том, что, по большому счету, сейчас существует выбор между ВСТО и БТС-2. Одновременно реализовать оба эти проекта можно. Можно и еще в десяток мест построить нефтепроводы, но возникает простой вопрос: а зачем это нужно делать, если эти нефтепроводы будут стоять пустыми? Поэтому мы и говорим: надо, вообще-то, реально определиться с нашей экспортной стратегией. Предлагают считать, что БТС-2 заменит «Дружбу», потому что та проржавела и уже никуда не годится. Совершенно не понятно, зачем все же нужно строить очень дорогую трубу, создавать на Балтике экологические (очень резко должен возрасти транзит танкеров через Балтийское море), транспортные проблемы, плюс - договариваться с немцами о расширении их портов и нефтеналивных терминалов за наши деньги? Все это ради того, чтоб заменить действующую трубопроводную систему.

Мы еще раз подчеркиваем тот момент, что в России, по оценкам Министерства энергетики, к 2013 году может быть падение в добыче нефти на уровне 8%. Это означает, что при таких условиях расширенные поставки нефти в Китай – это не диверсификация, а постепенный уход с европейского рынка в сторону Китая. Постепенно, ведь 15 млн тонн в год – это не финальная величина. У нас действует контракт на железнодорожные перевозки до конца 2010 года. И не исключено, что эта тема будет поднята и этот контракт будет продлен. Тем более, позиция руководителя РЖД В. Якунина хорошо известна и отражена, в том числе, в его докторской диссертации, где он утверждает, что поставки по железной дороге могут быть выгоднее, чем по трубопроводу. То есть, он тоже может потребовать увеличения этих поставок. ФНЭБ предлагает проанализировать, что происходит, нужно это России или не нужно. Сейчас мы видим, что нам предлагается искусственно бросить все и заниматься только Китаем. Но насколько это оправданно? Эти вопросы мы и задаем.

Мы обращаем внимание на непростую ситуацию с расчетом стоимость проекта. Аудиторы Счетной палаты РФ закончили проверку объекта и пришли к выводу, что серьезные недостатки имели место быть еще при прошлом руководителе «Транснефти» С. Вайнштоке, в том числе, необоснованные выплаты подрядчикам. Разобрались с этим до конца? Да, отчет вышел, но никаких решений мы не видим. Все ли сейчас в порядке с трубой? Почему она постоянно дорожает? На прошлой неделе сообщили, что проект ВСТО подорожал еще на 9% до 491 млрд рублей. Мы еще раз готовы повторить: можно построить все трубопроводы, но когда цена превышает уже 10 млрд долларов, конечно, стоит задуматься, для чего же такие дорогие инфраструктурные проекты реализовывать. К тому же, в эти проекты собираются вложить пенсионные средства. Руководители Внешэкономбанка, который является хранителем пенсионных накоплений так называемых «молчунов», заявили о готовности рассмотреть возможность инвестирования этих самых пенсионных накоплений в проект нефтепровода в Китай. Естественно, такие проекты, на наш взгляд, нуждаются в достаточно серьезном и широком экспертном осмыслении.

Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

27 апреля 2009 г.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики