Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Демарш Ливии и Нигерии повлияет на соглашение ОПЕК+

Демарш Ливии и Нигерии повлияет на соглашение ОПЕК+

Анонсированный Кувейтом отказ ОПЕК обсуждать рост нефтедобычи в Ливии и Нигерии‍, освобожденных от сделки по сокращению, это попытка избежать скандала и паники трейдеров. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Изначально Ливию и Нигерию оставили за скобками соглашения ОПЕК+ 2016 года потому, что никто не рассчитывал на их возможность нарастить добычу нефти. В этих странах геополитическая нестабильность и развал промышленности – их просто не брали в расчет. Потому их демонстративный ультиматум по самовольному увеличению объемов сейчас трактуется с позиции недопущения паники. В любом случае на действии соглашения он отразится, важно минимизировать это влияние.

Страны ОПЕК будут делать вид, что их мало беспокоит складывающаяся ситуация из-за медийного влияния, которому подвергнуты договоренности. Если картель сейчас начнет выдвигать Нигерии и Ливии ультиматумы, те вполне могут не согласиться придерживаться навязанных объемов. В этом случае есть опасения, что при малейшей панике трейдеры бросятся продавать фьючерсы, что резко обрушит их стоимость. Это никому не нужно, потому демонстрируется улыбка вместо озабоченности ситуацией. Ясно, что и самому соглашению ОПЕК+ такие события совсем не идут на пользу", - отмечает специалист.

Министр нефти, электроэнергетики и водных ресурсов Кувейта Исам аль-Марзук сегодня заявил, что вопрос о росте добычи в Ливии и Нигерии пока не включен в повестку встречи министров стран ОПЕК, намеченной на ноябрь. По его словам, восстановление добычи нефти отслеживается и изучается, несмотря на геополитическую нестабильность в этих странах. При этом, дескать, "любое развитие, влияющее на баланс спроса и предложения, изучается в первую очередь". Министр подчеркнул: "Нужно посмотреть на стабильность уровня добычи в Ливии и Нигерии, на их способность его продолжать и темп восстановления, а также на влияние всего этого на баланс спроса и предложения".

"Когда в июне этого года рассматривали промежуточные итоги соглашения ОПЕК+, многие были поражены высокой дисциплиной, которой придерживаются участники договоренностей при снижении уровня добычи. Но демарши, подобные ливийскому и нигерийскому, конечно, повышают градус недоверия между подписантами. По сути, потребление нефти повышается, а участники соглашения выкачивают и продают прежние объемы. Освобождающуюся нишу занимают другие, обогащаясь за счет добросовестных договорантов", - подчеркивает Игорь Юшков.

Соглашение трещит по швам?

В конце 2016 года ОПЕК и 11 независимых стран - экспортеров, в том числе Россия, заключили соглашение о сокращении добычи нефти. Участники в течение первого полугодия 2017 года должны были вывести с нефтяного рынка 1,8 млн баррелей в сутки (по отношению к уровню октября 2016 года). Ливии и Нигерии было позволено не только не ограничивать, но и увеличивать производство, учитывая сложную политическую обстановку в этих странах. На встрече в Вене в мае 2017 года страны продлили соглашение до апреля 2018 года, сохранив прежние квоты для всех участников. 

Позитивными итогами соглашения сразу воспользовались США, не пожелавшие ограничивать добычу. Когда цена барреля пошла вверх, стало рентабельным введения в эксплуатацию буровых установок на сланцевых месторождениях. Повышение объемов американских запасов существенно ограничил рост цены барреля. Кроме того, есть фактор Индонезии, которая хочет вернуть членство в ОПЕК без присоединения к сокращению добычи. Пока картель ей этого не позволяет.

"На фоне такой дестабилизации у участников будет появляться все больше соблазнов открыть новые проекты добычи или нарастить ее на уже действующих месторождениях. К примеру, Казахстан уже высказывал недовольство итогами соглашения в целом. Подобных реплик станет все больше – если стороннее меньшинство открыто пользуется результатами чужих договоренностей, отнимая прибыли, договоренности начинают трещать по швам.  

Кроме того, все чаще участники сделки будут скрытно или открыто нарушать взятые на себя обязательства. Однако ОПЕК максимально долго постарается сохранять статус-кво и делать позитивные заявления, чтобы избежать паники на рынках и обрушения барреля", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 22.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики