Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США проверяют Европу на прочность

США проверяют Европу на прочность

В 1980-е годы Вашингтон уже пытался грубой силой помешать развитию сотрудничества нашей страны с Западной Европой в газовой сфере, напоминает эксперт клуба «Валдай» Алексей Гривач. Но эмбарго, введённое Рейганом на поставку оборудования для строительства мощного газопровода из СССР в страны Западной Европы, не сработало из-за сопротивления европейских политических лидеров и корпораций. Тридцать лет спустя фундаментально ничего не изменилось. Осталось только выяснить, есть ли в ЕС лидеры, способные не только словом, но и делом отстоять европейские интересы перед США.

Возможные санкции США в отношении участников, инвесторов, кредиторов, поставщиков товаров или услуг для российских экспортных проектов – то есть, к широкому кругу европейских энергетических, технологических, промышленных, инжиниринговых, логистических и сервисных компаний, а также финансовых учреждений – формируют новый тектонический разлом между Брюсселем и Вашингтоном. Даже Европейская комиссия, которая традиционно декларировала приоритетом своей политики диверсификацию источников поставок газа и поддержку любых инфраструктурных проектов, кроме российских, готовится дать жёсткий отпор. Даже скандал вокруг Siemens, который в других условиях стал бы поводом для мощнейшей PR-атаки на Германию, главного и решающего сторонника «Северного потока-2» в ЕС, звучит не столь остро на фоне угрозы европейским коммерческим, энергетическим и стратегическим интересам из-за океана.

Попробуем разобраться, что именно так обеспокоило европейцев, которые до сих пор поддерживали американские санкционные инициативы в отношении России. 

Во-первых, в политическом обосновании возможных санкций, направленных против экспортных трубопроводов из России, в том числе «Северного потока-2» прямо сказано, что «правительству Соединённых Штатов следует уделять первоочередное внимание экспорту энергетических ресурсов Соединённых Штатов в целях создания американских рабочих мест, оказания помощи союзникам и партнёрам Соединённых Штатов и укрепления внешней политики Соединённых Штатов». То есть, санкции будут использоваться, как внешнеполитическое оружие и инструмент создания рабочих мест в США. За чей счёт? Прежде всего, за счёт европейских потребителей. Американский СПГ неконкурентоспособен на европейском рынке. Чтобы продавать его с прибылью, нужны более высокие цены на рынке, чем те, по которым поставляют действующие экспортёры, крупнейшим из которых является Россия. Помимо более высоких цен для европейцев, это будет означать и дополнительные риски из-за ограничения вложений в развитие инфраструктуры и возможной волатильности на рынке СПГ, где танкеры могут в любой момент уйти к потребителям, предлагающим более высокие цены, как это случилось после аварии на Фукусиме. 

Во-вторых, для европейских игроков это потеря важных рынков. Энергетическим компаниям эти проекты обеспечивают долгосрочные, надёжные и конкурентные поставки газа. Поставщикам труб, оборудования, услуг по укладке, логистике – многомиллионные и даже миллиардные заказы. Финансовым институтам – практически низкорисковые с точки зрения возврата средств проекты с хорошей гарантированной нормой доходности. Плюс мультипликационный эффект для развития газотранспортной инфраструктуры внутри ЕС. Другими словами – потеря европейских рабочих мест в угоду создания рабочих мест в США. 

В-третьих, удар по самолюбию. Никакого политеса в отношении так называемых «союзников» Вашингтон в этот раз соблюдать не стал. Как в том анекдоте – «проблемы индейцев шерифа не волнуют». Европейцам не нравится, когда их так грубо ставят перед фактом, что их мнение ничего не значит. 

Даже смягчение формулировок законопроекта, которое состоялось в ходе обсуждения перед вынесением на голосование в Палате представителей, реально таковым не воспринимается. Конгрессмены из нижней палаты именно санкции, затрагивающие газопроводные дела, отдали на откуп Трампу. Если в других параграфах, законопроект в случае принятия обязывает президента ввести санкционные меры или доказать Конгрессу, что их введение противоречит национальным интересам США (своеобразная презумпция виновности), то по отношению к участникам, партнёрам, поставщикам и подрядчикам экспортных трубопроводных проектов в России теперь говорится, что президент «может ввести санкции». В принципе он и без этого законопроекта имеет такое право по законодательству США. 

Но хотя с юридической точки зрения это бессмысленный пункт, с политической – он имеет колоссальное значение. Дело в том, что введение этих санкций, в отличие от более широкого набора, укладывается в логику предвыборных обещаний Трампа – новые рабочие места, развитие собственной добычи энергоресурсов и их экспорта, выравнивание торговых балансов с европейскими странами – это всё его лозунги. Смягчив здесь формулировку, Конгресс заодно перекладывает ответственность за ухудшение отношений с европейцами на президента США, от заявлений и действий которого политики Старого Света и так регулярно впадали то в ступор, то в истерику. 

Впрочем, несмотря на серьёзность положения, ответ на главный вопрос – будут ли санкции в случае превращения законопроекта в закон реально работать или лишь создадут временные сложности – зависит не от Трампа или Конгресса, а от России и Европы. Это же не первый случай, когда Вашингтон пытается грубой силой помешать развитию нашего сотрудничества в газовой сфере. В 80-е годы Рейган вводил эмбарго на поставку оборудования, в том числе произведённого европейцами, для строительства мощного газопровода из СССР в страны Западной Европы. Оно не сработало из-за сопротивления европейских политических лидеров и корпораций, потому что им нужен был советский газ и советский рынок. 30 лет спустя фундаментально ничего не изменилось. Европе нужен российский газ и российский рынок. Осталось только выяснить, есть ли в ЕС лидеры, способные не только словом, но и делом отстоять европейские интересы перед США. 

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Валдай, 26.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики