Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все работы по «Северному потоку-2» идут по графику

Все работы по «Северному потоку-2» идут по графику

Прямой угрозы газопроводу нет, но он вполне может стать жертвой политической конъюнктуры

Решение Федерального сетевого агентства Германии не включать в план развития национальных газовых сетей пять проектов, имеющих отношение к «Северному потоку-2», дало поводы говорить, что ожидаемые от американцев помехи для строительства газопровода уже стали возникать.

Вместе с тем при более подробном анализе выясняется, что пока прямой угрозы «Северному потоку-2» не просматривается. Но это отнюдь не означает, что она не может возникнуть в будущем. О существе упомянутого решения немецких властей, гипотетических угрозах для «Северного потока-2», а также о возможном обрушении европейской системы права в интервью «Парламентской газете» рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

- Константин Васильевич, насколько серьёзным препятствием для «Северного потока-2» может стать решение немецких властей?

- На самом деле речь идёт о том, что немецкий регулятор просто не включил ряд проектов в план развития газотранспортной системы. Он объяснил это необходимостью дождаться разрешения от государств, по территории которых пройдёт «Северный поток-2». 

Прежде необходимо приступить к строительству «Северного потока-2», а дальше уже будут возводиться остальные элементы этого проекта.

Германия на это добро со своей стороны уже дала, с Финляндией, думаю, проблем также не будет. Кстати, о позиции Хельсинки, не исключено, станет известно уже очень скоро (интервью записывалось накануне визита Владимира Путина в Финляндию. — прим. ред.). 

Возвращаясь к решению Федерального сетевого агентства, отмечу, что речь идёт о том, как будет доставляться российский газ после транспортировки до Грайфсвальда. Дальше он должен перемещаться уже с помощью других газопроводов, и пока немецкое ведомство заявило о невключении этой инфраструктуры в план развития своей системы в целом. Ничего страшного в этом нет, ведь работы должны не завтра начаться. Прежде необходимо приступить к строительству «Северного потока-2», а дальше уже будут возводиться остальные элементы этого проекта.

Таким образом, немецкий регулятор просто перестраховался. Возможно, это связано с будущими выборами в Германии, предстоящим формированием нового правительства. Нельзя исключать и смены руководства непосредственно этого германского ведомства.

Пока же все необходимые процессы продолжаются и идут в пределах графика.

- Какие конкретно задачи уже можно считать выполненными?

- Газпром уже выкупил на аукционе целый транспортный коридор для «Северного потока-2». То есть он по факту приобрёл право доставить газ из Грайфсвальда до границ Восточной Германии.

Однако пока неизвестно, кто будет непосредственно строить трубы на этой территории. Потому что необходимо найти дополнительного инвестора, так как сам Газпром таковым быть не может в силу положений Третьего энергопакета ЕС. Должна появиться компания, которая возьмётся за проведение соответствующих работ и станет собственником трубы, получая доходы от транспортировки газа. Тут тоже предстоит пройти определённый путь.

В то же время это решаемые вопросы, тогда как главной гипотетической проблемой может стать вовсе не немецкий регулятор, а скорее Дания и Швеция.

- И какие же конкретно угрозы могут исходить для «Северного потока-2» от этих государств?

- Нельзя исключать, что эти страны могут быть подвергнуты обработке с тем, чтобы не выдавать разрешения на строительство газопровода. Тогда есть вероятность возникновения реальных проблем.

Впрочем, здесь тоже не всё так просто. С точки зрения как шведских, так и датских законов, эти государства не могут отказать Газпрому, потому что он формально всю процедуру прошёл. Поэтому для вынесения негативного вердикта по «Северному потоку-2» Копенгагену и Стокгольму придётся действовать совсем уж цинично — нарушать собственное законодательство. Или как минимум менять его, призывы к чему, кстати, в той же Дании уже звучали.

А это уже заметный шаг к размыванию системы европейского права. Если подгонять законы под политическую целесообразность, то это войдёт в диссонанс с классическим европейским пониманием права. Причём когда такие процессы будут запущены, то остановить их окажется крайне сложно.

- Есть ли аргументы в пользу того, чтобы Швеция и Дания дали добро на строительство «Северного потока-2»?

- Они, разумеется, будут получать определённые платежи за прохождение трубы. Но вот ответвлений от морского газопровода в их сторону не будет, и газ туда поставлять не получится. 

Очевидно, что экономическая выгода для Швеции и Дании «Северного потока-2» окажется не такой, как для Германии, которая будет получать 55 миллиардов кубометров газа в год и к тому же станет транзитной страной. Но хотел бы отметить ключевой момент — Газпром всё делает по процедуре и в строгом соответствии с датским и шведским правом. Поэтому, чтобы отказать российской компании, Стокгольм и Копенгаген будут, по сути, вынуждены признать, что это решение принимается по политическим причинам.

Но тут нужно помнить о репутации. Например, в Швеции есть известный Стокгольмский арбитраж. Почему он там размещается — потому что шведы гарантируют, что их суд находится вне политической конъюнктуры. Но если выяснится, что Швеция допускает переписывание законов по политическим мотивам, то у мировых игроков доверие к этой структуре, очевидно, снизится.

- Однако нельзя сбрасывать со счетов фактор США, которые не очень рады перспективе появления «Северного потока-2».

- Если вчитаться в текст американского законопроекта, то там нигде не сказано, что надо запретить строить этот газопровод или не участвовать в нём. Он там упомянут лишь как «опасный» проект. К тому же принципиально новых нефтегазовых санкций там не вводится, а по большому счёту уже имеющиеся лишь закрепляются на уровне закона, что просто усложняет их возможную отмену.

Главной целью этой шумихи, на мой взгляд, является оказание психологического влияния. Эта волна, разумеется, дойдёт и до уже упомянутых Швеции и Дании, однако какой будет реакция этих стран — пока большой вопрос.

Сейчас мы видим, что в целом Европа не очень обрадовалась этой новости из Вашингтона. К тому же европейцы нынче уже не воспринимают США, как «большого партнёра», поэтому многие инициативы и решения американцев вызывают у них отторжение. Соответствующие сигналы мы получаем уже и от отдельных политиков, и от компаний.

Источник: Парламентская газета, 27.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики