Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По сути происходит выдавливание Газпрома как конкурента с европейского рынка

По сути происходит выдавливание Газпрома как конкурента с европейского рынка

Французская энергетическая корпорация Engie рассматривает вопрос о прекращении дальнейшего финансирования проекта «Северный поток-2» в случае, если США утвердят антироссийские санкции.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:
 
Ещё два месяца назад Газпром заявлял, что так как финансирование от партнёров получено. Тогда появился буквально первый вариант поправок в американское законодательство, которое касалось санкций против Северного потока-2. Так вот французская компания Engie была одной из первых, которые перечислила деньги, правда, виде кредита. Стратегия противостояния Газпрома санкциям США заключалась как раз в том, что финансирование будет получено предварительно, до того как вступят в силу санкций, чтобы успеть оформить весь проект до того, как американские законодатели оформят какие-либо ограничения. По сути европейских партнёров наказывать пока не за что, так как деньги они перечислили до вступления в силу санкций, а значит, их не нарушали. Во-вторых, Газпром хотел продемонстрировать, что Северный поток-2 - это не новый проект, как это описано в поправках к санкциям относительно России - они касаются только наших новых проектов в плане экспортных газопроводов. Газпром хочет показать, что к моменту принятия санкций он трубы для проекта уже закупил, забетонирован, маршрут газопровода определил, финансирование привлёк, все документы подписал. Значит, его западные партнёры не должны будут ничего выплачивать с учётом принятых США санкции.
 
Я думаю, что в Engie, когда говорят о выходе из проекта, имеют в виду прекращение существования проекта в общем. Дело в том, что компания, которая принадлежит судно-трубоукладчик, может выйти из проекта. Французы скорее всего опасаются именно этого - деньги выделены, трубы заготовлены, а прокладывать некому. В этом случае проект физически не будет реализован. Дело в том, что санкции распространяются на любые компании (не только из Соединенных Штатов, но европейские, азиатские), которые окажут услуги либо выделят какие-то средства, либо еще что-то сделают на сумму больше 1 млн долларов. Понятно, что укладка будет стоить больше этой суммы, поэтому проводить её нельзя. По сути французская компания говорит о том, что если проект не будет реализован, они из него выйдут. Но это логично. Однако пока рано говорить о том, что финансировавшие этот проект европейские компании одна за другой выйдут из проекта. Во-первых, они будут изучать текст этого закона, во вторых, консультироваться с юристами – какие ограничения в водятся, какие шаги можно делать, а какие нельзя, и потом уже будут оценивать, насколько перспективно дальше участвовать в этом проекте. Я считаю, что пока ещё рано кричать "Волки! Волки!" Надо посмотреть, что именно написано в тексте закона о санкциях. Кроме того нужно дождаться, что ответят американцам сами европейцы.
 
Трампу нет смысла накладывать на этот закон вето, так как его легко преодолеть тем большинством голосов, которое на этот счёт имеется в Конгрессе. Однако надо обязательно будет ознакомиться в подробностях с итоговой редакцией - что именно запрещается, а что разрешается. Я думаю, что никто из европейских партнёров Газпрома раньше времени не будет выходить из проекта. Насколько мне известно формулировки санкций очень общие и размытые. Это позволит США использовать санкции и для будущих проектов, реализуемых Россией. В принципе Газпром может обратиться в ВТО и не только. Другое дело, что США создали многие международные институты и организации. И такое обращение будет скорее всего бессмысленным. Однако размытость формулировок позволит и самому Газпрому подавать в суд и отстаивать свои права.
 
По большому счёту мы наблюдаем сейчас очевидное и неприкрытое выдавливание конкурента с рынка. Посмотрим, что скажут по поводу санкций наши европейские партнёры по этому проекту.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 28.07.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики