Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия уличила Польшу во лжи в отношении российского газа

Германия уличила Польшу во лжи в отношении российского газа

Полный доступ Газпрома к «Опалу» укрепляет конкуренцию и не угрожает безопасности газовых поставок. Так ответил немецкий регулятор на недовольство Польши тем, что суды на девять месяцев раньше отменили запрет на доступ Газпрома к этой трубе, являющейся продолжением «Северного потока». Чем же вызвано такое оперативное возобновление аукционов на свободные мощности «Опала»?

На 1 августа назначены первые суточные аукционы на свободные мощности газопровода-отвода Opal, соединяющего «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, говорится в сообщении оператора газопровода OPAL Gastransport. «Это позволяет Opal Gastransport GmbH & Co. KG продавать в основном неиспользуемые ранее мощности Opal», – отмечает компания. Но главное, что принять в них участие и приобрести дополнительные мощности по транспортировке газа через эту трубу сможет Газпром. Это сильный удар по позиции Польши, которая вместе с Украиной рьяно пыталась этого не допустить.

Весной польская PGNiG подала иск против Еврокомиссии по решению ЕК о расширении доступа Газпрома к Opal. В итоге Европейскому суду пришлось заблокировать аукционы на дополнительные мощности газопровода Opal до марта 2018 года. В январе аукцион еще удалось провести, а вот в феврале он сорвался из-за решения суда. Однако запрет сняли почти на восемь месяцев раньше.

На прошлой неделе Европейский суд, а затем и Высший земельный суд Дюссельдорфа сняли обеспечительные меры на использование Газпромом мощностей газопровода Opal, наложенные по иску польской PGNiG.

Польская сторона осталась крайне недовольной таким решением, заявив, что снятие ограничений для Газпрома подрывает безопасность поставок газа и ставит под удар конкурентный характер европейского газового рынка. 

 

На что Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA), которое дало разрешение на участие Газпрома в августовском аукционе, ответило, что, наоборот, это как раз укрепляет конкуренцию и не угрожает безопасности газовых поставок. «Ожидаемое бронирование допмощностей, которое может быть осуществлено через платформу Prisma, не дает Газпрому никаких исключительных прав. Напротив, эта процедура обеспечивает общий режим доступа к сети, так что другие компании также могут участвовать в аукционе», – прокомментировал заявления польской стороны представитель BNetzA Михаэль Райфенберг (Michael Reifenberg).

Киев также пытался давить на жалость ЕК, когда та дала Газпрому возможность увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины. Украина говорила, что в случае расширения доступа Газпрома к газопроводу Opal она потеряет от 290 до 425 млн долларов ежегодных доходов. Исходя из этой логики, Газпром ежегодно терял по 530 млн долларов, так как половина мощностей Opal простаивала и приходилось больше качать газа через Украину. В итоге за шесть лет вынужденного простоя этого газопровода Газпром лишился более 3 млрд долларов. А «Нафтогаз», соответственно, примерно столько же на этом заработал.

Украинские власти пытаются всеми возможными способами удержать в своих руках транзит российского газа, который приносит им 1–2 млрд евро ежегодного дохода. Тогда как для Газпрома это как раз лишние расходы, ведь именно ему приходится платить «Нафтогазу» за прокачку газа. При этом «Нафтогаз» периодически позволяет себе в одностороннем порядке менять тарифы на транзит в сторону увеличения.

В Opal поступает российский газ, приходящий в Европу по газопроводу «Северный поток». Мощность проходящей по территории Германии трубы – 36 млрд кубометров в год, но из-за регуляторных ограничений труба была загружена лишь наполовину. Дело в том, что по нормам Третьего энергопакета ЕС не более чем 50% мощностей трубы могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма. В итоге вторая половина трубы почти всегда простаивала. Периодически в зимний период Германия разрешала Газпрому прокачивать больше газа, но в виде исключения.

Однако в октябре 2016 года эта крайне странная ситуация изменилась: Еврокомиссия наконец одобрила расширение доступа Газпрома к Opal, поскольку было заявлено, что такое расширение не нарушает правила Третьего энергопакета.

ЕК разрешила Газпрому участвовать в аукционах дополнительно еще на 40% транзитных мощностей Opal. Причем любой желающий, даже недовольная польская PGNiG, в теории может стать участником аукциона. Другое дело, что кроме Газпрома это никому не надо. Поэтому велики шансы, что Газпром выиграет аукцион, назначенный на 1 августа, и загрузка трубы вновь будет близка к стопроцентной.

В целом суд пока не вынес окончательное решение по иску польской компании. Но главное, что он определился с тем, что обеспечительные меры явно не соответствуют нормам права и требованиям европейского законодательства, считает заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Поэтому судебные разбирательства в рамках иска польской компании еще продолжатся, однако уже без обеспечительных мер.

Сам факт снятия таких мер говорит о правоте и с высокой долей вероятности о победе Газпрома. 

 

Очевидно, что Еврокомиссия не нарушала никаких норм европейского законодательства.

С чем же может быть связано более быстрое решение вопроса по «Опалу»? С одной стороны, европейцы активно закачивают в свои ПХГ газ в рамках подготовки к отопительному сезону. Использование газопровода Opal на полную мощность упрощает эту задачу.

С другой стороны, ускорение решения вопроса может быть связано с угрозой введения санкций США против «Северного потока – 2», затрагивающей интересы не только России, но и европейских партнеров и потребителей. 

 

Новые санкции США ставят энергетические компании перед выбором: участвовать в строительстве «Северного потока – 2» и попасть под санкции США, или не участвовать, и тогда американские санкции не страшны.

Сам факт вмешательства США во внутренние дела ЕС не выдерживает критики. Но в таких условиях отказываться еще и от использования на полную мощность «Северного потока» из-за Польши и Украины – верх безумства. Учитывая, что Украина закачивает в свои ПХГ критически малые объемы голубого топлива, европейцы могут испытать дефицит газа, особенно в зимние пиковые периоды потребления. А уж вопрос с тем, как Европа будет получать газ в нужном объеме без «Северного потока – 2» после 2019 года, когда заканчивается транзитный контракт Газпрома и «Нафтогаза», не может не пугать Брюссель. В выигрыше останутся лишь одни США, которые, ослабив позиции Газпрома, смогут навязать Европе свой СПГ по цене, устраивающей только их. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 01.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики