Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Свято место пусто не бывает: Россия не заметит отсутствия турбин Siemens

Свято место пусто не бывает: Россия не заметит отсутствия турбин Siemens

Скандал, который разгорелся в прошлом месяце по поводу поставки турбин компании Siemens на строящуюся электростанцию в Крыму, снова поднял тему импортозамещения в нашей стране.

В России обдумывают варианты решения проблемы с турбинами Siemens

Напомним, что из-за факта появления немецких турбин в Крыму, компания Siemens вынуждена была прервать все торгово-экономическое сотрудничество с Россией за исключением контрактов с «Росатомом», что может заставить нашу страну спешно искать аналоги на мировом рынке.

Например, заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов заявил, что по оценкам его ведомства, спрос на такие турбины будет 2-3 турбины в год или 53 единицы до 2035 года.

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в этой истории у России пока нет необходимости искать быструю замену турбинам Siemens.

Во-первых, это все-таки штучный товар, который необходим под конкретные проекты, поэтому у нашей энергетической отрасли еще будет время для того, чтобы перестроиться и решить вопрос с помощью аналогов, а, во-вторых, Siemens не собирается уходить c российского рынка. 

Поставка турбин не подпадает под действие санкций

«Проблемы замены здесь, собственно, нет, поскольку никаких ограничений на поставку в нашу страну электроэнергетического оборудования не существует. Под западные санкции вопросы энергетики не подпадают, что, кстати говоря, дает нам возможность поменять Siemens на любую другую компанию, как в Евросоюзе, так и в той же Японии», - констатирует Юшков.

Таким образом, на сегодня весь этот скандал с Siemens носит характер локальной истории, которая связана исключительно с тем обстоятельством, что данные турбины объявились в Крыму, а этот полуостров, как мы знаем, является «серой зоной» для западных компаний.

Также этот скандал развивался параллельно с введением в США нового пакета санкций против России, касающегося сферы энергетики, что также сыграло здесь свою роль, ведь о том, что эти немецкие турбины будут поставлены в Крым, стало впервые известно еще два года назад.

«В России есть платежоспособный спрос, а рынок для таких турбин является очень узким, так что, Siemens сделает все, чтобы удержаться в нашей стране», - резюмирует Юшков.

 

В случае чего, Россия быстро найдет замену турбинам Siemens

Поэтому, как считает Игорь Валерьевич, на сегодня вопрос здесь заключается исключительно в том, как запустить эти силовые турбины Siemens на территории Крымского полуострова.

«Очень интересно, продолжит ли России здесь действовать по первоначальному плану и запускать турбины Siemens самостоятельно. Сейчас все готовятся к тому, что немецкая компания откажется от программы обеспечения крымских турбин, после чего нашим специалистам эти агрегаты придется запускать самостоятельно, а это очень и очень сложно», - заключает Юшков.

Теперь отечественным специалистам придется ставить на турбины свой софт или адаптировать немецкое программное обеспечение путем его перепрошивки под российские стандарты.

«Это сейчас самый главный вопрос, поскольку пока в контексте эксплуатации турбин Siemens мы никогда не сталкивались с такой ситуацией. Что касается поставки оборудования для будущих российских электростанций в случае отказа Siemens от сотрудничества, то найти его будет очень легко, учитывая, что западных санкций по этому вопросу здесь нет, а у России чрезвычайно позитивная репутация, как клиента», - констатирует Юшков

При этом, если вспомнить практику последних трех лет, то в случае разрыва отношений c Siemens, наша страна будет, как искать альтернативного поставщика, так и пытаться найти другие варианты по производству подобных турбин в России с применением своих национальных технологий.

Для России нет особого смысла самой строить такие турбины

Эта проблема вызывает большое число не только технологических, но и экономических проблем, ведь в случае, если России потратит значительные средства на разработку и отладку производства для таких турбин, то она будет должна найти для них и рынок сбыта. Ведь не просто же так, мы покупаем эти турбины в Германии – это нам значительно выгодней, чем строить их самостоятельно.

«В России ведь не так много объектов, которые требуют поставок больших турбин, из-за чего в случае, если в России будет принято решение обдумать перспективы производства таких средств в нашей стране, сразу возникнет вопрос, а будет ли пользоваться подобная продукция российского производства спросом на мировом рынке. Ведь потребности России здесь ограничены, и строить огромный завод для производства пары турбин в год, не имеет смысла», - резюмирует Юшков.

При таком решении нам нужно понять, а сможем ли мы продавать подобные турбины на мировом рынке или нет. Поэтому, если мы не сможем конкурировать с Siemens или с General Electrics на мировом рынке, то нет особого смысла затевать такое большое и дорогостоящее производство для того, чтобы построить 2-3 турбины для нужд российской экономики. 

«В таком случае, проще так компоновать электростанции, чтобы ставить туда больше турбин меньшей мощности, которые в России производятся предприятиями «Ростеха». На случай чего, это самый эффективный способ решения данной проблемы», - заключает Юшков.

Чтобы сделать самим турбины большой мощности, по мнению эксперта, необходимо годами нарабатывать технологии и постоянно выпускать такой продукт, поэтому решить подобную проблему в сжатые сроки и формате разовой партии, скорее всего, не получится.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики