Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения-Россия: близок ли «энергетический развод»?

Армения-Россия: близок ли «энергетический развод»?

Заявление президента Армении Сержа Саргсяна, сделанное в интервью иранской газете «Шарг» о желании официального Еревана участвовать в транзите иранского газа в Европу, вызвало заметное оживление в армянской прессе. Некоторые «эксперты» и медийные персоны даже умудрились истолковать слова президента как серьезную заявку Еревана на «снижение энергетической зависимости от России». Так ли это на самом деле? Что в реальности стоит за заявлением Саргсяна, и сможет ли Армения действительно стать транзитером иранского газа в Грузию или Европу?

Саргсян озвучил данный тезис в ответ на вопрос журналиста иранской газеты о возможностях расширения армяно-иранского энергетического сотрудничества. Он сначала сказал, что Армения готова участвовать в проектах по транзиту иранского газа в Европу, однако из его последующих слов нельзя сделать однозначный вывод, что данный вопрос хотя бы на нынешнем этапе серьезно прорабатывается Ираном, Арменией или тем же ЕС. Скорее, наоборот, Серж Саргсян в стиле «если что, то мы готовы» дал понять, что Армения в принципе не против данной перспективы, но решение ключевых вопросов в данном «газовом уравнении» не зависит от Еревана. «Если по итогам соответствующих обсуждений это будет выгодно всем заинтересованным сторонам, то этот проект можно осуществить», — сказал президент Армении.

Глава армянского государства, по сути, ничего нового не говорит. Данный вопрос, как минимум, на уровне обсуждений всегда присутствовал в двусторонней повестке с момента запуска армяно-иранского газопровода. Постоянные разговоры о транзите иранского газа в Европу по территории Армении смахивают на дискуссии о поставках дешёвого иранского газа в Армению, который якобы может стать альтернативой российскому «голубому топливу». Экономисты и эксперты по вопросам энергетики приводят разные причины, но проблема в том, что ни транзита, ни диверсификации пока нет.

Безусловно, Россия традиционно доминирует практически во всех сегментах энергетического рынка Армении. Москва — основной поставщик потребляемого в Армении газа. Более того, «Газпром» является единоличным владельцем газотранспортной системы Армении и в соответствии с подписанным в 2013 году соглашением имеет монопольные права по газовым поставкам в страну. Помимо этого Россия владеет крупными активами в гидроэнергетической отрасли, является монопольным поставщиком урана для армянской АЭС в Мецаморе, а компания с российским капиталом («Ташир») после ухода «Интер РАО» с рынка стал владельцем «Электрических сетей Армении». Таким образом, Россия играет весомую роль в обеспечении структурной устойчивости энергосистемы Армении. С Ираном в энергетической сфере Армения кооперирует по бартерной схеме — газ в обмен на электричество.

В связи с этим заявление Сержа Саргсяна как минимум трудно истолковать в контексте стремления Еревана снизить энергетическую зависимость от России. В свое время ныне покойный экс-министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян в интервью одному из российских СМИ по поводу возможностей Армении стать транзитером иранского газа в соседние страны, сказал следующее: «Стать транзитным государством, означает, что слева от тебя есть государство, которое продает газ, а справа — страна-покупатель, и для транспортировки товара используется территория твоего государства. В этом плане возникает вопрос — было ли сделано такое предложение Армении? Разговоры о том, что мы выбрали малый диаметр трубопровода по причине давления извне (часто упоминается здесь Россия — ред.) просто нелогичны. Чтобы страна стала транзитерем газа необходимо прокладывать не один, а несколько трубопроводов. Помимо этого, нет покупателя иранского газа через армянскую территорию. Такой страной могла бы стать Грузия, однако она импортирует газ даже не из России, а из Азербайджана. Таким образом, прокладка нескольких труб при отсутствии рынка сбыта означает бессмысленные и неокупаемые инвестиции». 

Конечно, с момента указанного интервью много воды утекло. После частичной отмены международных санкций на глобальным энергетическом рынке о своих интересах громко заявил Иран, а основной поставщик газа в Грузию — Азербайджан в связи с возникшими финансовыми проблемами не в состоянии наращивать объёмы добычи газа. С этой целью после длительного перерыва Баку начал переговоры с Москвой о наращивании поставок российского газа в Азербайджан.

С другой стороны, для того, чтобы стать серьезным транзитером иранского газа в Грузию и тем более в страны ЕС, необходима прокладка нескольких трубопроводов из Ирана в Армению, а также из Армении в Грузию. Однако нынешние инфраструктурные возможности сторон весьма скромные. Они работают в одном направлении — «голубое топливо» из Ирана и России поступает в Армению. Труб для прокачки газа в обратном направлении нет. Более того, нет пока достроенного трубопровода по территории Грузии в Европу. «Турецкий поток», реализуемый Россией, и финансовые сложности Азербайджана по введению в эксплуатацию месторождения «Шах Дениз — 2» делают эту перспективу все более туманной. В связи с этим максимум, что сейчас обсуждается — это своповые поставки газа и перетоки электроэнергии по формирующемуся энергетическому коридору Россия-Грузия-Армения-Иран.

В июле прошлого года министр энергетики Ирана Бижан Зангане анонсировал заключение с Тбилиси базового соглашения об экспорте газа в Грузию по территории Армении. Планировалось также создание специальной армяно-иранской организации. В этом направлении Иран даже сделал определенные шаги, однако опять-таки в виду ограниченности региональных газотранспортных инфраструктур речь идет лишь о своповых поставках. В этой схеме роль России высока, поскольку для ее функционирования необходимо, чтобы в обоих концах трубы были газодобывающие государства.

Получается при нынешней инфраструктурной конфигурации ожидания по становлению Армении региональным энергетическим хабом и тем более по вероятному «энергетическому разводу» с Россией, явно преувеличены. То есть, за всеми этими схемами все равно будет стоять Россия. Эту точку зрения разделяет один из ведущих российских экспертов по вопросам энергетики Константин Симонов.

«Понятно, что после отмены санкций в регион вернулся большой игрок в сфере энергетики — Иран. Говорится, например, о том, что за счет этого Армения станет хабом или газовым коридором для Ирана и Грузии. Однако это может случиться, если из Ирана в Грузию через Армению начнутся физические поставки газа. Гипотетически такая возможность существует. Фигурирует также тема свопа (своповых поставок). Если речь об том, то Армения — никакой ни хаб или газовый коридор, поскольку речь идео о простой схеме обмена. Иран проставляет газ в Армению, а Россия — в Грузию, а контракт, допустим, у Грузии с Ираном. В принципе эта схема возможна, но гипертрофированные ожидания порождают ощущения, что скоро произойдёт нечто очень большое и существенное. Не хочу никого обидеть, но и в России, и в Иране история возможного грузино-иранского газового сотрудничества по своповой схеме не является доминирующим», — говорит Симонов.

Автор: Аршалуйс Мгдесян

Источник: EADaily, 02.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики