Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» использует беднеющую Эстонию»

«Роснефть» использует беднеющую Эстонию»

Зачем «Роснефть» отдала контракт на перевалку мазута и вакуумного газойля эстонскому порту?

Несмотря на общую тенденцию сокращения российского грузопотока через Прибалтику, планы «Роснефти» по перевалке через Эстонию 3,4 млн тонн мазута и вакуумного газойля имеют под собой чисто экономическое обоснование. Об этом сегодня, 3 августа, в интервью ИА REGNUM заявил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Дело в том, что в среду, 2 августа, в разделе закупок на сайте «Роснефти» появилась информация о том, что компания намерена перевалить в Эстонию до 3,4 млн тонн мазута и вакуумного газойля. В результате Эстония получит около 9,6 млн евро за оказание услуг по перевалке ВЦ-Терминал-Судно, хранению и перекачке между резервуарами дополнительного объема мазута и вакуумного газойля, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, включая транзитную перевозку по эстонской территории. Осуществить соответствующие мероприятия планируется до 31 января 2018 года. При том, что наблюдается общая политика России увода из Прибалтики своих грузов.

«Эстонские порты готовы давать скидки для того, чтобы выиграть в конкурентных условиях. «Роснефть», если экономически выгодно, это использует. Это экономика, ничего более», —объяснил Пикин.

Он отметил, что «Роснефть» иногда может не обращать внимание на политику и пользоваться лучшими условиями.

Что касается возможности осуществлять перевалку через российские порты, то эксперт предположил, что, скорее всего, российские порты для соответствующего контракта не были использованы опять же из экономических соображений. Однако в целом «Роснефть» говорила, что будет больше двигаться в сторону загрузки российских портов.

Как ранее писало ИА REGNUM, после развала СССР Латвии, Литве и Эстонии досталась в наследство от советской власти практически бесплатно транспортная, прежде всего, портовая инфраструктура, благодаря чему Прибалтика занимала ведущую роль логистических посредников, обеспечивавшую этим странам ежегодный доход в объеме от 40% их ВВП (в начале 90-х) до 8% в 2015 году.

Сегодня же за счет мер по развитию российских портов на побережье Балтики и переориентации российского экспорта, согласно данным Ассоциации морских портов России, более 61% всего грузооборота в регионе приходится на российские порты, против 26% в 2000. Речь идет как о старых российских портах Усть-Луга и Приморск, так и о новом грузовом районе Большого порта Санкт-Петербург «Бронка».

В период до 2020 года ожидается прирост грузооборота морских портов России на Балтике в объеме порядка 60 млн тонн, из которых почти 50% будут обеспечены за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на отечественные порты.

В целом по поводу судьбы транзита через Прибалтику ранее в интервью ИА REGNUM директор Фонда национальной энергонезависимости Константин Симонов заявил:

«Я вообще никакого будущего российских поставок из Прибалтики не вижу. Потому что очевидно совершенно, что политика диктовала нам импортозамещение. Начали реализовываться проекты крупных российских портов на Балтике».

Что касается конкретно Эстонии, то здесь действуют несколько портов, которые, кроме прочего, переваливают нефть и нефтепродукты — Таллинн, Силламае, Мууга, Палдиски, Пальясааре. Все они входят в ГАО «Таллинский порт». Силламяэский порт — самый восточный глубоководный порт ЕС, способный принимать любые крупные суда, заходящие в Балтийское море через Датские проливы.

Грузооборот порта Таллинн в 2015 году сократился на 20,8% в сравнении с показателем 2014 года — до 22,44 млн тонн, свидетельствуют данным администрации порта, в том числе через порт Мууга перевалено 14,133 млн тонн грузов, через Северный порт Палдиски — 4,49 млн тонн грузов и через Ванасадам в виде подвижных составов — 3,75 млн тонн грузов. В частности, по сравнению с 2014 годом в 2015 году больше всего уменьшился объем перевалки жидких грузов (куда входят нефть и нефтепродукты), составляющих основу грузооборота порта. Так, через порты Tallinna Sadam в 2015 году было перегружено 12,83 млн тонн жидких грузов, что на 32,2% меньше, чем годом ранее. Согласно официальному отчёту эстонских портов, объём транзита нефти и нефтепродуктов в 2015 году уменьшился на 5,8 млн тонн. В результате Эстония потеряла более 9,5 млн евро.

Также в марте 2016 года госкорпорация объясняла резкое сокращение объёмов производства нефтепродуктов падением цен на нефть и частичной переориентацией грузопотока на российские порты Балтийского моря. Доля российских грузов в Эстонии — 93%, остальное приходится на Белоруссию. Больше 50% грузов в эстонских портах составляют российские транзитные нефтепродукты, которые сегодня постепенно переориентируются на российские терминалы Балтики. Поэтому 2015 год, как, впрочем, и 2016, стал для эстонских портов непростым.

Источник: ИА REGNUM, 03.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики