Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Санкции США создают риски для реализации российских энергопроектов, но возможный выход западных партнеров эти проекты не закроет. Такое мнение высказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Санкции США могут негативно сказаться на реализации проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", причем в случае со строительством "Потока" это может отразиться на финансировании. Такое мнение озвучили эксперты международного рейтингового агентства Moody's.
 
"Закон о санкциях ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков "Газпрома" и создает риски того, что строительство обоих газопроводов будет задержано... Может помешать "Газпрому" осуществить строительство "Северного потока-2" с использованием проектного финансирования, как первоначально планировала компания, чтобы рефинансировать часть своего долга, в том числе займы от партнеров, с помощью более долгосрочных и более выгодных кредитов", - отмечается в отчете Moody's.
 
Кроме того, меры могут ослабить позиции "Газпрома" на переговорах с Украиной по тарифам на транзит газа.
 
"Ослабление переговорной позиции "Газпрома" может привести к росту его транзитных расходов из-за более высоких транзитных тарифов и объемов по сравнению с теми, которые планировались ранее", - допускают аналитики агентства. 

Варианты адаптации

Тот миллиард, который переведен западными партнерами "Северного потока-2" - это пятая часть общей суммы, ожидаемой от кредиторов, напоминает Станислав Митрахович.
 
"Ситуация будет зависеть от дальнейшего развития событий. Например, французская компания Engie уже начала говорить, что рассматривает вариант прекращения финансирования. Но даже если финансирование партнерами прекратится, у "Газпрома" не будет проблем с тем, чтобы эти деньги найти. Конечно, наличие западных партнеров как кредиторов укрепляет, но это не значит, что проекту конец. Собственно, до действующих санкций "Газпром" под финансовые санкции не подпадал, в последние три года мог занимать и это делал", - сказал Митрахович, предположив в качестве варианта займ у китайских инвесторов.
 
Кроме того, участвующие в проекте "Северный поток-2" компании могут искать варианты адаптации к условиям санкций. Можно ведь эти меры интерпретировать по-разному, и корпоративные юристы наверняка работают над тем, чтобы показать, что их финансирование не подпадает напрямую под санкции, допустил эксперт. 

Рост цен на украинский транзит ляжет на плечи европейских покупателей

Что касается продления контракта с Украиной на транзит, договор прекращает свое действие 1 января 2020 года, а значит, в следующем  году его придется действительно переоформлять. Как известно, Украина пытается поднять тарифы, "Газпром" отказывается платить по повышенной ставке, в итоге Киевом был подан иск в Стокгольмский арбитраж.
 
"Но решения пока нет и я уверен на 90%, что оно будет не в пользу Киева. К тому же "Газпром" может заявить европейским компаниям, что если они готовы поддерживать украинский транзит, то на них будет переложена дополнительная стоимость прокачки через Украину. Вряд ли это кого-то устроит", - сказал Митрахович

Незначительная цифра

Относительно "Турецкого потока" ряд экспертов допускает, что в условиях санкций Анкара может диктовать свои условия России. По мнению Станислава Митраховича, это маловероятно.
 
"Даже если будет построена вторая нитка "Турецкого потока", все равно там будет идти объем 15 млрд кубов, что на фоне 179 миллиардов, которые "Газпром" отправил в прошлом году в Европу и Турцию, незначительная цифра", - пояснил он.
 
В целом тезисы Moody's верны - факт возникновения рисков из-за санкций есть, но это не более чем прогнозы.
 
"Если санкции будут применяться в жестком варианте, тогда можно заставить компании изменить свое участие в "Северном потока-2", и "Газпрому" придется искать деньги, что, повторюсь, не смертельно", - резюмировал возможные последствия Митрахович
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 10.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики