Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Санкции США создают риски для реализации российских энергопроектов, но возможный выход западных партнеров эти проекты не закроет. Такое мнение высказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Санкции США могут негативно сказаться на реализации проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", причем в случае со строительством "Потока" это может отразиться на финансировании. Такое мнение озвучили эксперты международного рейтингового агентства Moody's.
 
"Закон о санкциях ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков "Газпрома" и создает риски того, что строительство обоих газопроводов будет задержано... Может помешать "Газпрому" осуществить строительство "Северного потока-2" с использованием проектного финансирования, как первоначально планировала компания, чтобы рефинансировать часть своего долга, в том числе займы от партнеров, с помощью более долгосрочных и более выгодных кредитов", - отмечается в отчете Moody's.
 
Кроме того, меры могут ослабить позиции "Газпрома" на переговорах с Украиной по тарифам на транзит газа.
 
"Ослабление переговорной позиции "Газпрома" может привести к росту его транзитных расходов из-за более высоких транзитных тарифов и объемов по сравнению с теми, которые планировались ранее", - допускают аналитики агентства. 

Варианты адаптации

Тот миллиард, который переведен западными партнерами "Северного потока-2" - это пятая часть общей суммы, ожидаемой от кредиторов, напоминает Станислав Митрахович.
 
"Ситуация будет зависеть от дальнейшего развития событий. Например, французская компания Engie уже начала говорить, что рассматривает вариант прекращения финансирования. Но даже если финансирование партнерами прекратится, у "Газпрома" не будет проблем с тем, чтобы эти деньги найти. Конечно, наличие западных партнеров как кредиторов укрепляет, но это не значит, что проекту конец. Собственно, до действующих санкций "Газпром" под финансовые санкции не подпадал, в последние три года мог занимать и это делал", - сказал Митрахович, предположив в качестве варианта займ у китайских инвесторов.
 
Кроме того, участвующие в проекте "Северный поток-2" компании могут искать варианты адаптации к условиям санкций. Можно ведь эти меры интерпретировать по-разному, и корпоративные юристы наверняка работают над тем, чтобы показать, что их финансирование не подпадает напрямую под санкции, допустил эксперт. 

Рост цен на украинский транзит ляжет на плечи европейских покупателей

Что касается продления контракта с Украиной на транзит, договор прекращает свое действие 1 января 2020 года, а значит, в следующем  году его придется действительно переоформлять. Как известно, Украина пытается поднять тарифы, "Газпром" отказывается платить по повышенной ставке, в итоге Киевом был подан иск в Стокгольмский арбитраж.
 
"Но решения пока нет и я уверен на 90%, что оно будет не в пользу Киева. К тому же "Газпром" может заявить европейским компаниям, что если они готовы поддерживать украинский транзит, то на них будет переложена дополнительная стоимость прокачки через Украину. Вряд ли это кого-то устроит", - сказал Митрахович

Незначительная цифра

Относительно "Турецкого потока" ряд экспертов допускает, что в условиях санкций Анкара может диктовать свои условия России. По мнению Станислава Митраховича, это маловероятно.
 
"Даже если будет построена вторая нитка "Турецкого потока", все равно там будет идти объем 15 млрд кубов, что на фоне 179 миллиардов, которые "Газпром" отправил в прошлом году в Европу и Турцию, незначительная цифра", - пояснил он.
 
В целом тезисы Moody's верны - факт возникновения рисков из-за санкций есть, но это не более чем прогнозы.
 
"Если санкции будут применяться в жестком варианте, тогда можно заставить компании изменить свое участие в "Северном потока-2", и "Газпрому" придется искать деньги, что, повторюсь, не смертельно", - резюмировал возможные последствия Митрахович
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 10.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики