Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки нефти в Беларусь надо увязать с транзитом через Россию, а не Прибалтику – Путин

Поставки нефти в Беларусь надо увязать с транзитом через Россию, а не Прибалтику – Путин

Президент России Владимир Путин считает необходимым увязать поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Беларуси с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию. 

Руководитель Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров в ходе совещания по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России доложил российскому президенту, что происходит отказ белорусских НПЗ от услуг РЖД в пользу прибалтийской инфраструктуры, несмотря на скидки в России. В Беларуси объясняют это долгосрочными контактами.

«По нефтеналиву мы дали 50% скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», – цитирует Белозерова РИА Новости.

«Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать – получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», – цитируют РИА Новости Владимира Путина, высказавшегося по этому вопросу.

«Евразия.Эксперт» спросил мнение экспертов из Беларуси и России и выяснил, что обе стороны усматривают политический мотив в заявлении российского президента. 

Шевцов.png

Директор Центра по проблемам европейской интеграции в Минске Юрий Шевцов (Беларусь):

Белорусские НПЗ, а конкретно в основном Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, традиционно отправляли свои нефтепродукты на рынок Евросоюза через прибалтийские порты. Они удобнее всего расположены. Там есть инфраструктура для этих грузов. И они создали хорошие условия для белорусских поставщиков.

Почему сейчас всплыл вопрос о переориентации этих грузов на питерские порты? Тут в основном, видимо, играет уже политика. Прибалтийские государства находятся в острой конфронтации с Россией, и российское руководство действительно забирает свои грузы из прибалтийских портов. Российские грузы оттуда уже в основном ушли на российские питерские порты. Сейчас пришло время перетащить туда и белорусские нефтепродукты. То есть Россия ушла от зависимости по транзиту от прибалтийских стран. И теперь рассчитывает вывезти в свои порты и белорусские нефтепродукты.

Что может предпринять Россия в данной ситуации? В частности, создать условия, которые будут белорусским НПЗ выгодны: железнодорожные тарифы, тарифы в портах. И, пользуясь монопольным положением поставщика в Беларусь нефти, заложить порт транзита в пакетное соглашение. Это распространенная практика в мире.

Какова может быть реакция Беларуси? Торговля продолжится в обычном режиме. А там, как получится. В переориентации на порты Санкт-Петербурга могут быть заложены хорошие компенсационные для Беларуси плюсы, если хорошо пройдут переговоры.

Могу предположить, на основании прозвучавших слов Владимира Путина, что в России ожидают встречных шагов от Беларуси в обмен на право вывозить на внешний рынок часть российской нефти. Есть и другие недавние шаги в этом же ключе со стороны России, которые выгодны нашей республике. Тут действительно вопрос во многом коммерческий.

В плане политики – сейчас прибалтийским политикам, особенно литовским, надо активнее бороться за белорусский транзит. Ведь это не только транзитные доходы малых стран. Это еще и определенное влияние Беларуси на ситуацию вокруг отношений данных стран с Россией.

Если Беларусь уйдет из портов Литвы и Латвии на Питер, то внимание республики к взаимодействию с этими государствами может очень заметно упасть, в том числе и по другим направлениям сотрудничества, к примеру, по приграничной торговле. Может ужесточиться позиция Беларуси по борьбе Литвы против строительства Белорусской АЭС. 

Вообще, стоит отметить, что прибалтийские государства нуждаются в Беларуси больше, чем республика в них. Как видно, даже монополией на порты они не обладают. Им надо активнее искать точки взаимодействия с Беларусью, раз конкурентом в борьбе за белорусский транзит выступает не кто-нибудь, а громадная Россия. 

circle (3).png

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков (Россия):

Когда Беларуси дали скидку, возить через российские порты им действительно стало выгоднее, чем через Прибалтику. Но как белорусы сами не раз заявляли, они не хотят складывать все яйца в одну корзину, а хотят диверсифицировать маршруты поставок своих товаров на внешние рынки.

Отношения с прибалтами у Беларуси не такие плохие как у России. Только с Литвой отношения довольно натянутые, так как Литва пытается подорвать проект Белорусской АЭС в Островце, чтобы никто не покупал электроэнергию, и она была заперта внутри Беларуси. А со всеми остальными Беларусь пытается выстраивать партнерские отношения и не спешит убирать свой транзит.

Но Россия давно закрепила стратегию, что все товары должны идти через российские порты. То, что белорусы производят сами, имеют право перевозить по любому маршруту. Но с нефтью проблема, так как Беларусь хочет получать российскую нефть дешевле, чем на мировом рынке, но при этом не хочет согласовывать с Россией дальнейший экспорт углеводородов.

Первая претензия у России была по поставкам нефтепродуктов на Украину. Там удалось договориться, так как это выгодно для Беларуси. Теперь возникает вопрос по прибалтийскому направлению. Здесь для них созданы все условия: нефть дешевле, чем на мировом рынке, услуги транзита дешевле, чем через прибалтов. Но у России плохие отношения с прибалтийскими республиками. Это, по сути, просьба политической переориентации на Россию, а не экономической. 

Прежде стоял вопрос о том, чтобы заставить российские компании поставлять нефть и нефтепродукты через российские порты, а не через Прибалтику, как в советское время. Были построены БТС-1 и БТС-2 (Балтийская трубопроводная система).

БТС-1 следует до белорусской границы, потом идет ответвление на север до порта Приморск. Там нефть грузится на танкеры и продается на мировой рынок по Балтийскому морю. Потом построили БТС-2, труба которой идет резко на север в порт Усть-Луга.

Беседовали Диана Шибковская (Минск) и Юлия Рулева (Москва) 

Источник: Евразия.Эксперт, 16.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики