Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки нефти в Беларусь надо увязать с транзитом через Россию, а не Прибалтику – Путин

Поставки нефти в Беларусь надо увязать с транзитом через Россию, а не Прибалтику – Путин

Президент России Владимир Путин считает необходимым увязать поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Беларуси с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию. 

Руководитель Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров в ходе совещания по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России доложил российскому президенту, что происходит отказ белорусских НПЗ от услуг РЖД в пользу прибалтийской инфраструктуры, несмотря на скидки в России. В Беларуси объясняют это долгосрочными контактами.

«По нефтеналиву мы дали 50% скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», – цитирует Белозерова РИА Новости.

«Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать – получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», – цитируют РИА Новости Владимира Путина, высказавшегося по этому вопросу.

«Евразия.Эксперт» спросил мнение экспертов из Беларуси и России и выяснил, что обе стороны усматривают политический мотив в заявлении российского президента. 

Шевцов.png

Директор Центра по проблемам европейской интеграции в Минске Юрий Шевцов (Беларусь):

Белорусские НПЗ, а конкретно в основном Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, традиционно отправляли свои нефтепродукты на рынок Евросоюза через прибалтийские порты. Они удобнее всего расположены. Там есть инфраструктура для этих грузов. И они создали хорошие условия для белорусских поставщиков.

Почему сейчас всплыл вопрос о переориентации этих грузов на питерские порты? Тут в основном, видимо, играет уже политика. Прибалтийские государства находятся в острой конфронтации с Россией, и российское руководство действительно забирает свои грузы из прибалтийских портов. Российские грузы оттуда уже в основном ушли на российские питерские порты. Сейчас пришло время перетащить туда и белорусские нефтепродукты. То есть Россия ушла от зависимости по транзиту от прибалтийских стран. И теперь рассчитывает вывезти в свои порты и белорусские нефтепродукты.

Что может предпринять Россия в данной ситуации? В частности, создать условия, которые будут белорусским НПЗ выгодны: железнодорожные тарифы, тарифы в портах. И, пользуясь монопольным положением поставщика в Беларусь нефти, заложить порт транзита в пакетное соглашение. Это распространенная практика в мире.

Какова может быть реакция Беларуси? Торговля продолжится в обычном режиме. А там, как получится. В переориентации на порты Санкт-Петербурга могут быть заложены хорошие компенсационные для Беларуси плюсы, если хорошо пройдут переговоры.

Могу предположить, на основании прозвучавших слов Владимира Путина, что в России ожидают встречных шагов от Беларуси в обмен на право вывозить на внешний рынок часть российской нефти. Есть и другие недавние шаги в этом же ключе со стороны России, которые выгодны нашей республике. Тут действительно вопрос во многом коммерческий.

В плане политики – сейчас прибалтийским политикам, особенно литовским, надо активнее бороться за белорусский транзит. Ведь это не только транзитные доходы малых стран. Это еще и определенное влияние Беларуси на ситуацию вокруг отношений данных стран с Россией.

Если Беларусь уйдет из портов Литвы и Латвии на Питер, то внимание республики к взаимодействию с этими государствами может очень заметно упасть, в том числе и по другим направлениям сотрудничества, к примеру, по приграничной торговле. Может ужесточиться позиция Беларуси по борьбе Литвы против строительства Белорусской АЭС. 

Вообще, стоит отметить, что прибалтийские государства нуждаются в Беларуси больше, чем республика в них. Как видно, даже монополией на порты они не обладают. Им надо активнее искать точки взаимодействия с Беларусью, раз конкурентом в борьбе за белорусский транзит выступает не кто-нибудь, а громадная Россия. 

circle (3).png

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков (Россия):

Когда Беларуси дали скидку, возить через российские порты им действительно стало выгоднее, чем через Прибалтику. Но как белорусы сами не раз заявляли, они не хотят складывать все яйца в одну корзину, а хотят диверсифицировать маршруты поставок своих товаров на внешние рынки.

Отношения с прибалтами у Беларуси не такие плохие как у России. Только с Литвой отношения довольно натянутые, так как Литва пытается подорвать проект Белорусской АЭС в Островце, чтобы никто не покупал электроэнергию, и она была заперта внутри Беларуси. А со всеми остальными Беларусь пытается выстраивать партнерские отношения и не спешит убирать свой транзит.

Но Россия давно закрепила стратегию, что все товары должны идти через российские порты. То, что белорусы производят сами, имеют право перевозить по любому маршруту. Но с нефтью проблема, так как Беларусь хочет получать российскую нефть дешевле, чем на мировом рынке, но при этом не хочет согласовывать с Россией дальнейший экспорт углеводородов.

Первая претензия у России была по поставкам нефтепродуктов на Украину. Там удалось договориться, так как это выгодно для Беларуси. Теперь возникает вопрос по прибалтийскому направлению. Здесь для них созданы все условия: нефть дешевле, чем на мировом рынке, услуги транзита дешевле, чем через прибалтов. Но у России плохие отношения с прибалтийскими республиками. Это, по сути, просьба политической переориентации на Россию, а не экономической. 

Прежде стоял вопрос о том, чтобы заставить российские компании поставлять нефть и нефтепродукты через российские порты, а не через Прибалтику, как в советское время. Были построены БТС-1 и БТС-2 (Балтийская трубопроводная система).

БТС-1 следует до белорусской границы, потом идет ответвление на север до порта Приморск. Там нефть грузится на танкеры и продается на мировой рынок по Балтийскому морю. Потом построили БТС-2, труба которой идет резко на север в порт Усть-Луга.

Беседовали Диана Шибковская (Минск) и Юлия Рулева (Москва) 

Источник: Евразия.Эксперт, 16.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики