Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Где Путин, там не действуют санкции: французы могут войти в проект «Ямал СПГ-2»

Где Путин, там не действуют санкции: французы могут войти в проект «Ямал СПГ-2»

Французское издание Les Echos сообщило, что президент РФ Владимир Путин и президент Франции Эммануэль Макрон обсудили перспективы вхождения французской нефтяной компании Total в нефтегазовый проект «Арктик СПГ-2», который компания «Новатэк» будет реализовывать на Ямале.

Путин обговорил с Макроном условия вхождения французской компании в российский проект

Речь здесь идет о майской встрече Путина и Макрона в Версале, когда президенты не стали высказываться об этом вопросе публично, но предметно его обсудили в рамках двусторонних политических переговоров по всему спектру мировых и региональных проблем.
 
Все это говорит о том, что президент Путин лично прикладывает серьезные усилия для того, чтобы Россия смогла реализовать свои важные стратегические проекты в экономике, где требуется участие со стороны наших западных партнеров. Аналогичным образом президент решил многие вопросы в рамках переговорного процесса с политическими лидерами Германии и Японии.
 
Не говоря уже о том, что такие усилия Путина важны и в политическом плане, поскольку они еще больше ставят крест на западных санкциях, демонстрируя, что эти навязанные Вашингтоном ограничения, носят деструктивный характер и не выгодны никому в Евросоюзе.
 
И в этом плане, проект «Арктик СПГ-2» является показательным – по плану он будет запущен на Ямале в 2022-2023 годах, а его суммарная стоимость оценивается в 10 млрд долларов, причем этот интерес со стороны французской стороны не является здесь удивительным. Ведь в рамках проекта «Арктик СПГ-1» компании Total принадлежит 20 процентов акций.

Россия создала на Ямале отличную инфраструктуру 

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что интерес французской компании Total к этому проекту не является удивительным, поскольку на практике проекты «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2» являются смешанными.
 
«Кроме того, эти проекты являются побратимами, поскольку в рамках «Арктик-СПГ-1» предполагается строительство завода по производству сжиженного газа на Ямале, а в рамках «Арктик СПГ-2» на Гыданском месторождении», - констатирует Юшков.
 
Эти объекты располагаются рядом – их разделяет буквально Обская губа, поэтому они представляют собой единый экономический комплекс.
 
«Смежными эти проекты являются потому, что они предполагают использование одной и той же транспортной инфраструктуры. Государство обеспечило здесь строительство порта, а также провело углубительные работы, чтобы танкеры подходили к этому месту без проблем и смогли забирать на борт произведенный этими заводами сжиженный газ», - резюмирует Юшков.
Кроме того, государство построило поблизости аэропорт и поддерживает еще ряд проектов, которые необходимы для функционирования такого огромного и сложного промышленного комплекса.
 
«Все это сделано для того, чтобы можно было безпроблемно вывозить газ с обоих месторождений и чтобы они нормально функционировали», - заключает Юшков.

Участие французов в этом проекте выглядит логично

Наше государство приложило здесь значительные материальные усилия, поэтому неудивительно, что все эти вопросы с французами решаются на самом высшем уровне с участием непосредственно президента Путина.
 
«С другой стороны, в действиях французов существует логика. Просто раз Total участвует в одном проекте, то им логично будет участвовать во втором, поскольку затраты на второй проект будут на тридцать процентов меньше, чем на первый. Именно такие данные предоставила компания «Новатэк» в рамках проекта «Арктик СПГ-2», - констатирует Юшков.
 
Поэтому не исключено, что в «Арктик СПГ-2» будут участвовать не только французы, но и китайцы, которые также имеют двадцать процентов акций в проекте «Арктик СПГ-1». Так что, в рамках «Арктик СПГ-2» речь идет о пролонгации структуры первого проекта на Ямале.
 
«Впрочем, китайский пакет или французский пакет может быть перепродан «Новатэком» каким-то другим иностранным инвесторам – например, из того же Катара. Впрочем, на практике, скорее всего, акционер может поменяться только у десяти процентов акций этого проекта», - заключает Юшков.

Западные санкции не работают в отношении европейских проектов

Все это говорит о том, что, несмотря на санкции США, российские энергетические проекты не останутся без иностранных инвесторов, а главным фактором сдерживания здесь является конъюнктура мирового рынка. Кроме того, положительным моментом является и то обстоятельство, что все вопросы в нефтегазовой сфере решаются на уровне российского руководства.
 
«Ведь санкции принимались Западом для того, чтобы тот же «Новатэк» вообще не мог привлечь внешнее финансирование, а в рамках «Арктик СПГ-1» мы видим, что российская компания смогла привлечь инвесторов через Китай и через другие внешние институты. Особенно здесь стоит обратить внимание на то, что «Новатэк» привлек европейское финансирование уже после того, как были введены санкции против нашей страны», - резюмирует Юшков.
 
Это свидетельствует о том, что «Новатэк» обошел европейские и американские санкции, и что никакой экономической изоляции российской энергетической сферы не существует.
 
«Поэтому, если компания Total войдет в «Арктик СПГ-2» после того, как Вашингтон ввел против нашей страны новый пакет санкций, это станет существенным ударом по самой идее западных санкций против России, хотя пока здесь ничего не решено», - констатирует Юшков.
 
Другой вопрос, и это также необходимо отметить, что на практике санкции не запрещают европейским компаниям покупать акции не головной структуры «Новатэка», а его дочерних предприятий – таких, как тот же «Арктик СПГ-2».
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 23.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики