Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Япония и США предлагают запретить продажу нефти КНДР. Как скажутся новые энергетические ограничения на экономике страны? 

После очередного пуска ракеты северокорейскими военными Япония и США рассматривают возможность ужесточить санкции против Пхеньяна. Санкции предусматривают введение запрета на экспорт нефти в КНДР. Об этом заявил постпред Японии при ООН на экстренном заседании Совета Безопасности, созванного после очередного пуска ракеты, осуществленного 29 августа Северной Кореей. Повлияют ли новые — энергетические — ограничения на экономику Северной Кореи?

Как рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, весь энергетический комплекс КНДР существует вполне автономно — за счет собственной  гидроэнергетики и добычи угля, поэтому запрет на экспорт нефти вряд ли доведет страну до энергетического коллапса: «Безусловно, страна зависима от поставок, там существует серьезный внутренний дефицит нефти. Но эмбарго сильно не повлияет на ее экономику. КНДР давно испытывает санкционное давление в разных секторах — это перманентный процесс, без особых послаблений, страна привыкла к такому режиму. Так что и дополнительные энергетические санкции будут не фатальны», — полагает Пасечник.

Есть и другой аспект: энергоблокада Северной Кореи представляется маловероятной из-за ее тесных связей с Китаем, считает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Артем Малов: «Основным поставщиком нефти в Северную Корею является Китай. По разным оценкам объемы поставок могут доходить от 500 000 до 525 000 тонн в год. Данная цифра скорее всего сложилась еще в 1994 году в рамочном соглашении по которому для компенсации энергопотребления после замораживания ядерных реакторов Северной Кореи, Соединенные Штаты пообещали организовать поставки 500 000 тонн нефти в год». 

В последние два года Китай перестал предоставлять точные данные о поставках нефти, что может косвенно свидетельствовать и о более высоких цифрах, поясняет Малов: «Помимо нефти данные ООН показывают, что Китай также экспортировал 218 087 тонн нефтепродуктов в Северную Корею в 2015 году, а в 2016 году — больше 300 000 тонн».

По разным оценкам в случае полного эмбарго КНДР способна автономно просуществовать около трех месяцев, после чего окажется парализована: «Крах КНДР вызовет и нестабильность в самом Китае, поэтому скорее всего он пойдет лишь на ограничения или временные приостановки поставок нефти, но не полное прекращение», — уверен аналитик.

Призыв со стороны Японии и США не означает, что весь мир присоединится к энергетической блокаде КНДР, поскольку есть круг поставщиков, которым будет интересно сохранить, расширить или же занять освободившуюся нишу за счет выбывания тех, кто поддержит призыв Вашингтона и Токио, полагает Александр Пасечник: «Поэтому к консенсусу будет прийти непросто, если у большинства государств нет ни мотива, ни руководства к действию. Замечу, что Россия, кстати, в I полугодии почти удвоила поставки нефти Пхеньяну».   

По некоторым данным существенные объемы нефтепродуктов поставляются и из России через сингапурских трейдеров: «Якобы существуют нелегальные схемы поставок еще с 1990 годов. Поэтому утверждать, что экономика КНДР зависит только от Китая будет неправильно», — полагает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково. По мнению Малова, альтернативным поставщиком энергоресурсов логичнее всего представить ближайшего соседа — Россию с ее портами в Находке и Владивостоке, вопрос в том, насколько сейчас России нужен такой партнер.

По информации ФНС России, в период с января по июнь 2017 года из России в Северную Корею было экспортировано примерно 4304 тонны нефтепродуктов на сумму около $2,4 млн. В такой же период 2016 года эти показатели составляли 2171 тонн и $980 тысяч соответственно. 

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 30.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики