Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Япония и США предлагают запретить продажу нефти КНДР. Как скажутся новые энергетические ограничения на экономике страны? 

После очередного пуска ракеты северокорейскими военными Япония и США рассматривают возможность ужесточить санкции против Пхеньяна. Санкции предусматривают введение запрета на экспорт нефти в КНДР. Об этом заявил постпред Японии при ООН на экстренном заседании Совета Безопасности, созванного после очередного пуска ракеты, осуществленного 29 августа Северной Кореей. Повлияют ли новые — энергетические — ограничения на экономику Северной Кореи?

Как рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, весь энергетический комплекс КНДР существует вполне автономно — за счет собственной  гидроэнергетики и добычи угля, поэтому запрет на экспорт нефти вряд ли доведет страну до энергетического коллапса: «Безусловно, страна зависима от поставок, там существует серьезный внутренний дефицит нефти. Но эмбарго сильно не повлияет на ее экономику. КНДР давно испытывает санкционное давление в разных секторах — это перманентный процесс, без особых послаблений, страна привыкла к такому режиму. Так что и дополнительные энергетические санкции будут не фатальны», — полагает Пасечник.

Есть и другой аспект: энергоблокада Северной Кореи представляется маловероятной из-за ее тесных связей с Китаем, считает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Артем Малов: «Основным поставщиком нефти в Северную Корею является Китай. По разным оценкам объемы поставок могут доходить от 500 000 до 525 000 тонн в год. Данная цифра скорее всего сложилась еще в 1994 году в рамочном соглашении по которому для компенсации энергопотребления после замораживания ядерных реакторов Северной Кореи, Соединенные Штаты пообещали организовать поставки 500 000 тонн нефти в год». 

В последние два года Китай перестал предоставлять точные данные о поставках нефти, что может косвенно свидетельствовать и о более высоких цифрах, поясняет Малов: «Помимо нефти данные ООН показывают, что Китай также экспортировал 218 087 тонн нефтепродуктов в Северную Корею в 2015 году, а в 2016 году — больше 300 000 тонн».

По разным оценкам в случае полного эмбарго КНДР способна автономно просуществовать около трех месяцев, после чего окажется парализована: «Крах КНДР вызовет и нестабильность в самом Китае, поэтому скорее всего он пойдет лишь на ограничения или временные приостановки поставок нефти, но не полное прекращение», — уверен аналитик.

Призыв со стороны Японии и США не означает, что весь мир присоединится к энергетической блокаде КНДР, поскольку есть круг поставщиков, которым будет интересно сохранить, расширить или же занять освободившуюся нишу за счет выбывания тех, кто поддержит призыв Вашингтона и Токио, полагает Александр Пасечник: «Поэтому к консенсусу будет прийти непросто, если у большинства государств нет ни мотива, ни руководства к действию. Замечу, что Россия, кстати, в I полугодии почти удвоила поставки нефти Пхеньяну».   

По некоторым данным существенные объемы нефтепродуктов поставляются и из России через сингапурских трейдеров: «Якобы существуют нелегальные схемы поставок еще с 1990 годов. Поэтому утверждать, что экономика КНДР зависит только от Китая будет неправильно», — полагает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково. По мнению Малова, альтернативным поставщиком энергоресурсов логичнее всего представить ближайшего соседа — Россию с ее портами в Находке и Владивостоке, вопрос в том, насколько сейчас России нужен такой партнер.

По информации ФНС России, в период с января по июнь 2017 года из России в Северную Корею было экспортировано примерно 4304 тонны нефтепродуктов на сумму около $2,4 млн. В такой же период 2016 года эти показатели составляли 2171 тонн и $980 тысяч соответственно. 

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 30.08.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики