Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша решает вопрос «энергетической зависимости от РФ» за счет Норвегии

Польша решает вопрос «энергетической зависимости от РФ» за счет Норвегии

«Норвежцы — наши проверенные партнеры», — заявляет председатель польской энергокомпании

Польша продолжает действовать в рамках своей политики освобождения от «энергетической зависимости от России», закупая дорогой газ в далеких странах. Так, PGNiG, польская государственная энергокомпания, заключила новое спотовое соглашение с норвежской фирмой Statoil. Об этом в понедельник, 4 сентября, сообщили в пресс-службе компании.

Объем поставки составит 140 тыс. кубометров сжиженного природного газа или 84 млн кубометров голубого топлива после регазификации. Как отмечают представители польской компании, уже в эту субботу, 9 сентября, в СПГ-терминал в Свиноуйсьце должен прибыть танкер Arctic Discoverer. Это станет второй поставкой норвежского СПГ в Польшу.

Председатель PGNiG Петр Возняк заявил, что Норвегия является проверенным партнером Польши как в вопросе сотрудничества на норвежском континентальном шельфе, так и надежным партнером при операциях по сжиженному газу. По словам Возняка, польской стороне удается благодаря спотовым поставкам «выгодно пополнять» свое портфолио, а делается это за счет торгового представительства PGNiG в Лондоне, которое позволяет на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка и быстро использовать появляющиеся предложения.

Как ранее писало ИА REGNUM, Польша несколько лет назад провозгласила политику «энергетической независимости от России» при том, что страна является традиционным покупателем российского газа. Еще в годы Второй Мировой войны сюда поставлялось советское голубое топливо. Сегодня основным поставщиков газа в Польшу является «Газпром», который занимает на этом рынке энергоносителя более 50%.

После 2022 года Варшава намерена больше не заключать долгосрочных контрактов с Россией на поставку газа, однако полностью от российских энергоносителей не отказывается. PGNiG объявила, что будет увеличивать спотовые поставки СПГ для дальнейшей диверсификации своего портфеля. Так, компания уже закупает сжиженный природный газ на долгосрочной основе у Катара. Хотя по мнению самих же польских экспертов, такие поставки обходятся стране почти в два раза дороже, чем российский газ. Также PGNiG заключила спотовый договор с США.

За период с июня 2016 года по август 2017 года в Польшу пришло около 2,1 млрд кубометров газа. В 2018 году за счет контракта между PGNiG и Катаром Варшава надеется получить около 2,9 млрд кубометров газа.

Напомним, что первая поставка катарского газа в СПГ-терминал в порту Свиноуйсьце была осуществлена в июне 2016 года, ее объем составил 206 тыс. кубометров СПГ. По контракту, Польша закупает у Катара 1,3 млрд кубометров СПГ ежегодно. Вторая партия газа из этой страны была осуществлена в июле 2016 года, а со второй половины того же года поставки из Катара стали осуществляться ежемесячно. Позднее стороны продлили соглашение на период после 2030 года.

Что касается Statoil, то норвежская компания впервые продала свой СПГ PGNiG на спотовом рынке тоже в июне 2016 года. Объем поставки составил 140 тыс. кубометров. При этом нельзя сказать, что постоянные закупки на спотовом рынке — это выход для Польши. Например, летом прошлого года PGNiG на месяц отложила покупки СПГ на споте из-за недостаточно благоприятных условий на рынке.

В то же время польские официальные лица уже заявили, что с запуском и модернизацией СПГ-терминала, а также введением в строй газопровода в Норвегии страна сможет полностью диверсифицировать импорт энергоносителей и сократить долю российского газа до минимума. По этому поводу ранее в интервью ИА REGNUM заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сказал, что такой сценарий крайне маловероятен, «если не брать в расчет какие-то крайние и неразумные политические действия со стороны Польши». Терминал в Свиноуйсьце заработал в 2016 году, и стоило ожидать, что потребность в газе из РФ здесь сократится, но этого не произошло. Более того, отметил Гривач, в прошлом году Польша поставила рекорд по импорту российского газа.

Аналитик объяснил: «Можно построить трубу из Норвегии, чтобы поставлять норвежский газ, особенно после 2020-го года, учитывая их состояние ресурсной базы, им надо столько же газа не поставить в Западную Европу. Это довольное странное будет решение, если Польша заплатит Норвегии больше, чем им платят британцы».

Источник: ИА REGNUM, 05.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики