Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт рассказал о перспективах запрета ламп накаливания мощнее 50 Вт‍

Эксперт рассказал о перспективах запрета ламп накаливания мощнее 50 Вт‍

Предложение Министерства энергетики запретить лампы накаливания мощностью более 50 ватт упрется в ряд проблем – как информационных, так и экономических. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"После того, как в 2011 году под запрет попали самые популярные 100-ваттные лампы накаливания, спрос среди привыкших к их дешевизне россиян падать упорно не желал. Тогда производители просто сменили маркировку все тех же лампочек на "95 ватт" – с учетом, что погрешность в мощности допускается, ничего не изменилось. А программа правительства по энергосбережению де-факто провалилась.
 
Сейчас, чтобы добиться показателей по экономии, правительство хочет загнать рынок в более жесткие рамки запрета – от 50 ватт. Но тут оно рискует столкнуться в первую очередь с психологической проблемой. Лампочка накаливания стоила, к примеру, 10 рублей. Самая дешевая плохого качества энергосберегающая – от 100 рублей. Но такая "третьесортная" продукция перегорит довольно быстро, и россиянин задумывается: за эти деньги он купил бы 10 ламп накаливания, для него смысл переходить на энергопотребление теряется", - отмечает специалист.
 
Сегодня заместитель главы Минэнерго Антон Инюцын на полях ВЭФ заявил, что ведомство разрабатывает постановление о запрете оборота ламп накаливания мощностью свыше 50 Вт. "Надо дальше создавать условия, чтобы эти лампочки стоили как, например, в Индии, $1,5–2", - сказал замминистра. По его данным, сейчас в России они стоят $3,5. Инюцын добавил: необходимо взвешенно оценить, готова ли промышленность заместить "запретные" объемы, под которые попадут "лампочки Ильича".
 
"В России относительно дешевая электроэнергия, потому смысл в экономии для обычного потребителя теряется. Если в Германии человек разом сменил все лампочки в доме и в следующий месяц заплатил за свет на 100 евро меньше, то в РФ хозяин вложит в качественные европейские лампы половину месячного семейного бюджета, а в итоге сэкономит 20 рублей. Кроме того, в РФ нет опыта жизни с качественными лампочками, россияне не испытали на себе, что они светят пять и больше лет", - подчеркивает энергетик.

Экономическая ловушка

Инюцын отметил, что в России уже сформирована производственная база для выпуска энергосберегающих лампочек. Однако в 2012 году было подсчитано: на российском рынке 95% энергосберегающих ламп – импорт из Китая, российские компании работают по модели ОЕМ, то есть заказывают лампы на китайских заводах, где это более выгодно, а потом поставляют в Россию под собственным брендом. Хотя за последние пять лет доля светодиодных ламп увеличилась с 2% до 28% рынка.
 
Лампочки мощность в 100 ватт и выше были запрещены в 2009 году при федеральным законом «Об энергосбережении...», полный запрет действует с 2011-го. В бюджетных учреждениях удалось снизить долю ламп накаливания до 20%, однако на бытовом уровне россияне все еще отдают предпочтение дешевым лампам накаливания. В 2014 г. в России было продано 800 млн лампочек, из них 420 млн - лампочек накаливания всех номиналов. Лампы мощностью 60 и 75 Вт составляют около 30-40% общего числа ламп накаливания.
 
"Противниками инициативы Минэнерго, вероятнее всего, станут и генерирующие энергокомпании. В рамках модернизации их фактически заставили переоборудовать производство и повысить мощности, а сейчас отбирают потребителей – читай, доходы.
 
Есть возможность сделать ставку на производство в РФ собственных энергосберегающих лампочек, но для этого нужна мощная господдержка, о которой пока не заговаривали. При этом с 2011 года страну уже "подсадили" на дешевые, некачественные и экологически небезопасные лампы с использованием ртути, хотя уже тогда говорилось, что безопасные светодиодные намного перспективнее.
 
Даже если в РФ будет создано свое производство качественных лампочек, страна рискует попасть в экономическую ловушку. На рынке останутся дешевая плохого качества китайская продукция по 100 рублей, неплохая отечественная по 200 и самые лучшие европейские по 300. Ценители качества вложатся в дорогой сегмент, бережливые "проголосую кошельком" за экономию. Российская "серединка" вновь может остаться без массового покупателя", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики