Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинская «реформа» транзита газа не нужна ни ЕС, ни России

Украинская «реформа» транзита газа не нужна ни ЕС, ни России

Киев вновь требует пересмотра условий контракта на транзит газа. Правда, на этот раз уже после его истечения. Речь идет о переносе точки, где этот газ начинает считаться уже европейским, а не российским. Однако есть масса причин, из-за которых и Брюссель, и Москва вряд ли обрадуются такому подходу.

Президент Украины Петр Порошенко хочет, чтобы Европа с 2019 года – когда заканчивается контракт на транзит российского газа – стала покупать газ на восточной границе Украины. А не на западной, как сейчас.

Поэтому к тому времени нужно добиться «революционного изменения» в организации транзита. Точка сдачи Газпромом газа должна быть на российско-украинской границе (сейчас на европейско-украинской). Украина должна предоставлять транзитные услуги не России, а Евросоюзу, говорит Порошенко.

Что для этого требуется технически? Сейчас европейцы заключают контракты на поставку российского газа только с Газпромом. При переносе пункта приема-сдачи газа европейцам надо будет вместо Газпрома подписать транзитный контракт с Украиной.

Строго говоря, Киев далеко не первый раз высказывает подобную идею. Однако изначально Украина формулировала данное предложение совершенно иначе. «Украина говорила не о переносе пункта приема-сдачи российского газа с украинско-европейской на российско-украинскую границу. А Украина претендовала на роль перепродавца российского газа. Естественно, Россию это не устраивало», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Получалось, что Россия должна нести основные затраты на инвестиции для добычи газа, а Украина, не вкладывая ни копейки, получает российское топливо и с наценкой перепродает его Европе.

Схема, надо сказать, не нова. Ею уже активно пользуется сам Евросоюз в отношении Украины. ЕС не производитель, а чистый импортер газа. И тот газ, который покупает Киев реверсом из ЕС, является российским по происхождению, который европейцы с наценкой перепродают Украине. Да еще и под кредиты, что дает двойную выгоду европейским посредникам.

Но какой может быть реакция ЕС на подобное предложение Порошенко?

«Перенос пункта сдачи топлива означает, что Газпром продает европейцам газ на границе России и Украины. Это означает, что все риски транзита Европе придется решать напрямую с Украиной, а не с Газпромом», – говорит Константин Симонов.

Если вспомнить газовый кризис 2008–2009 годов, когда Украина воровала из транзитной трубы российское топливо, Газпром перекрыл вентиль. Тогда Европа предъявила претензии не Украине, а именно Газпрому, ведь именно с ним были подписаны контракты на поставку газа в страны ЕС. Перенос пункта сдачи топлива полностью снимает с Газпрома ответственность за транспортировку газа по украинской территории.

Таким образом, Украина получит рычаг давления на ЕС – как минимум политический, а в лучшем случае она заставит Европу платить за транзит больше, чем сейчас платит Россия.

Но вряд ли Брюссель не понимает подобных последствий. Политика ЕС в отношении Украины лишь на первый взгляд выглядит как бескорыстная помощь, но за ней всегда стоит выгода самого Брюсселя. Это касается и ассоциации Украины с ЕС, и введения безвизового режима, и поставок топлива.

Не менее важный вопрос – согласится ли Россия на схему, предлагаемую Порошенко? Она лишь на первый взгляд выглядит привлекательной для Газпрома. Ведь в случае пересмотра транзитного контракта придется менять все соглашения на поставку газа, заключенные с клиентами Газпрома в ЕС. И кроме того, это станет ударом по юридическим позициям Москвы в свете разбирательства в Стокгольме по поводу текущего транзитного договора.

Однако в 2019 году Газпром может и согласиться. «Ситуация с российской стороны уже меняется. Проложено 250 км «Турецкого потока», идет процесс и по «Северному потоку – 2». Когда строительство этих труб завершится, что станет с украинским транзитом и какой объем там останется?» – рассуждает Симонов.

Когда придет время заключать новый контракт с Украиной, ее транзитное значение может снизиться в четыре раза – с нынешних 80 млрд кубометров в год до 15–25 млрд. При таком раскладе Россия может и согласиться на условие о переносе точки сдачи топлива. Просто потому, что 15–25 млрд кубов из общего объема поставок газа в Европу в 160 млрд уже не имеют большого значения. Кроме того, если у Украины и Брюсселя по поводу транзита начнут возникать конфликтные ситуации, «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» продемонстрируют, насколько верной была политика России по строительству прямых трубопроводов в ЕС.

«Мой прогноз: европейцы в эту историю влезать не будут. Нести ответственность и вести переговоры с Киевом по стоимости и по цене сложно и накладно. Гораздо проще взять газ на границе Украины и ЕС и наблюдать за конфликтом Москвы и Киева на расстоянии», – заключает директор ФНЭБ

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 08.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики