Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергостратегия Украины: нам не нужны АЭС и уголь

Энергостратегия Украины: нам не нужны АЭС и уголь

Минэнерго страны опубликовало энергостратегию до 2035 года

Украина, энергетика которой после событий 2014 года оказалась в крайне тяжелом положении, по-прежнему надеется на атомную отрасль, однако долю ее в общем энергобалансе страны хочет немного сократить. Также Киев сомневается в том, что транзит российского газа через территорию страны будет сохранен после 2019 года. Такой вывод можно сделать из текста «Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность», опубликованного на сайте украинского министерства энергетики и угольной промышленности вечером в четверг, 7 сентября.

В документе отмечается, что к 2035 году АЭС должны обеспечить 50% генерации электроэнергии Украины. Отметим, что по данным МАГАТЭ за 2016 год, их доля производства электроэнергии в стране составила 52,29%, то есть из всех 154 817,39 ГВ часов электроэнергии 80 950,05 ГВ часов было произведено на АЭС. В стране эксплуатируются 15 атомных реакторов, еще два находятся в стадии строительства, четыре отключены.

При этом долю возобновляемых источников планируется увеличить до 12,8%, а большой гидроэнергетики — до 6,7%. Остальные объемы генерации электроэнергии в стране будут производить ТЭС.

В минэнерго Украины заявили: «Драматические события, что произошли в Украине в начале 2014 года, кардинально изменили ситуацию в энергетическом секторе, через что базовый стратегический документ страны перестал отвечать реалиям сегодняшнего дня. Это обусловило необходимость актуализации энергетической стратегии Украины, которая бы стала действенным документом по обеспечению энергетической безопасности и устойчивого развития энергетического сектора».

Распоряжением от 18 августа 2017 года правительство одобрило энергостратегию страны до 2035 года. Этот проект — базовый документ государственной энергетической политики, которая определяет цели развития энергосектора до указанного периода. Достижение целей, указанных в документе, предполагается осуществлять поэтапно путем выполнения планов мероприятий. Проект будут разрабатывать министерство энергетики и угольной промышленности Украины вместе с другими центральными органами исполнительной власти, после чего его внесут на рассмотрение правительства в течение четырех месяцев.

Минэнергоугля уже приступило к разработке плана мер по энергостратегии. На следующей неделе должна быть опубликована информация о формировании рабочих групп, сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра по энергетике Наталия Бойко.

Свои замечания по поводу стимулирующего регулирования и ценообразования на энергетический уголь высказал вице-премьер Украины Владимир Кистион во время рассмотрения вопроса на заседании правительства. По словам Кистиона, по итогам последней доработки возникли «некоторые интересные вещи, которые пытаются «зашить» в эту концепцию». Речь идет об обязательном RAB-тарифе и «Роттердам+» через соответствующие механизмы.

Энергетическая стратегия Украины до 2035 года была одобрена с условием трёхдневной доработки. В документе отмечается необходимость «проработки вопроса об отказе от формирования ценовой и тарифной политики по принципу «затраты плюс». Сделать это хотят, в частности, за счет перехода к стимулирующему регулированию тарифов с последующим переходом на рыночные механизмы.

Что касается угольного сектора, то стратегия предполагает ликвидацию государственного оптового покупателя угля и внедрение биржевой торговли угольной продукцией. Кстати, как ранее передавало ИА REGNUM, министр энергетики Украины Игорь Насалик заявил о том, что стране не нужен будет антрацитовый уголь с 2019 года. Киев понемногу сокращает долю антрацита в производстве энергии. В 2017 году объемы потребляемого угля антрацитовой группы уменьшились на 3,5 тонн, и в 2018 году ожидается такое же снижение. 

В энергостратегии Украины до 2035 года также говорится, что стране необходимо трансформировать свою газотранспортную инфраструктуру, чтобы более активно ее интегрировать с европейской и вовлечь в систему безопасности поставок Центральной Европы. Кроме того, в энергетической стратегии прописано, что точку приема-передачи транзитного газа необходимо перенести с западной границы на восточную, но авторы самого документа сомневаются, что после 2019 года транзит российского голубого топлива через Украину сохранится.

Как уже ранее писало ИА REGNUM, все энергетические отрасли Украины после 2014 года оказались в крайне плачевном состоянии. Масло в огонь подлило еще и то, что в 2015 году Киев решил прекратить покупать газ из России напрямую под лозунгом «энергетической независимости» от РФ. Правда, украинские компании закупают тот же самый российский газ у европейских трейдеров, который, как уже подсчитали эксперты, обходится стране чуть ли не в два раза дороже.

К прошлому отопительному сезону в подземные газовые хранилища Украины было закачано недостаточное количество энергоносителя, что вызывало опасения по поводу безопасности транзита российского газа. К тому же в январе 2017 года украинские радикалы организовали блокаду железнодорожных путей из Донбасса. Поставки угля антрацитной группы из ДНР и ЛНР на Украину были перекрыты. В результате практически на протяжении всего отопительного сезона в стране действовал режим чрезвычайного положения в энергетике. Это значит, например, что были возможны реверсные отключения домохозяйств от сети и другие меры.

Украинские власти возложили немалую нагрузку на АЭС. В зимний период атомная отрасль загружена до предела. С 2014 года многие украинские АЭС также останавливали из-за критических ситуаций. Как отмечал в интервью ИА REGNUM ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, еще одна проблема атомной отрасли на Украине сегодня состоит в том, что есть идея замены российского топлива для АЭС на американское. Первая такая попытка уже закончилась небольшой аварией, но на этом Киев не останавливается и пытается модернизировать свои атомные электростанции так, чтобы они подходили под американское топливо.

Что касается транзита российского газа через Украину, то глава Минэнерго РФ Александр Новак уже заявил, что несмотря на то, что Россия сейчас строит, кроме прочих, такие газопроводы, как «Турецкий поток» и «Северный поток-2», Москва все же готовы обсуждать с Украиной сохранение части транзита газа через ее территорию при наличии более выгодных условий. При этом поставки газа по новым маршрутам экономически будут более выгодны.

Источник: ИА REGNUM, 08.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики