Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем опасна для «Газпрома» угроза Дании заблокировать «Северный поток – 2»

Чем опасна для «Газпрома» угроза Дании заблокировать «Северный поток – 2»

Оператор проекта Nord Stream 2 допускает изменения маршрута газопровода

Правительство Дании подготовило законопроект, который дает возможность министерству иностранных дел страны запретить строительство нового трубопровода в ее территориальных водах, исходя из «внешнеполитических интересов и вопросов национальной безопасности», пишет датская газета Politiken. О возможности разработки подобных поправок в законодательство говорилось еще в апреле. Министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен рассчитывает, что новый закон будет принят в начале 2018 г., сообщает ТАСС.

Представитель компании – оператора проекта Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер проблемы в действиях правительства Дании пока не видит. «Как и во всех крупных инфраструктурных проектах, [по поводу «Северного потока – 2»] существует много разных мнений. Это нормально», – говорит он.

«Северный поток – 2» является расширением уже действующего трубопровода «Северный поток» и полностью повторяет его маршрут. Стоимость проекта – $9,5 млрд. Две новые нитки трубопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год должны пройти через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Общая протяженность «Северного потока – 2» – более 1200 км, из которых на датские территориальные воды приходится 139 км. Входя в них со стороны Швеции, трубопровод должен с восточной стороны обогнуть остров Борнхольм, после чего выйти в сторону Германии. Строительство подводной части должно начаться в 2018 г., а в конце 2019 г. трубопровод предполагается ввести в эксплуатацию.

В 2014–2016 гг. потребление газа в Дании было на уровне около 3,2 млрд куб. м (по данным BP). Поставки российского газа в Данию за тот же период выросли более чем в 4 раза до 1,75 млрд куб. м в 2016 г.

Для начала строительства морской части Nord Stream 2 AG получает разрешения на строительство и эксплуатацию газопровода в каждой из этих стран. В Дании процедура получения такого разрешения основана на оценке воздействия на окружающую среду. Результаты соответствующих исследований вместе с заявкой на строительство Nord Stream 2 AG передала Датскому энергетическому агентству (ДЭА) в апреле, общественные слушания прошли 29 августа. Исходя из текущих норм датского законодательства отклонить заявку на строительство может только ДЭА и только в том случае, если проект представляет собой угрозу экологии Балтики. Новый законопроект значительно расширяет основания для запрета строительства «Северного потока – 2», а решающее слово в этом вопросе передает министерству иностранных дел Дании.

Если датское правительство займет непримиримую позицию по поводу строительства «Северного потока – 2», маршрут трубы может быть изменен, говорит Мюллер. Тогда трубопровод проведут через исключительную экономическую зону Дании. «В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву там существует право на установку трубопроводов», – объяснил Мюллер.

В своей исключительной экономической зоне Дания может запретить строительство сооружений, говорит юрист компании «Центр правосудия» Армен Восканян. «Но парадокс в том, что с точки зрения морского права трубопровод сооружением не является. На него распространяется право «мирного прохода». Поэтому если маршрут «Северного потока – 2» будет изменен, помешать его прокладке Дании будет проблематично», – говорит Восканян.

Прокладка трубы по альтернативному маршруту вряд ли сильно скажется на стоимости «Северного потока – 2», но может значительно увеличить сроки строительства, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. «Как минимум сначала придется проводить новые изыскательские работы. С инженерной точки зрения 139 км не слишком большой участок трубопровода, но по времени это может занять порядка полугода. Сначала придется определить новый маршрут, а потом обеспечить его безопасность. Вплоть до проведения работ по разминированию, если потребуется, – на Балтике было достаточно войн», – говорит Крутихин. Гораздо большей проблемой могут стать новые согласования с точки зрения экологии. «Новый маршрут потребует новых исследований о воздействии на окружающую среду. Даже если изменения коснутся только датского участка, это новая работа, новый отчет и полный цикл общественного обсуждения. На все вместе может потребоваться минимум год, и начать эту работу получится, только окончательно определив маршрут», – объясняет Крутихин. Ускорить процесс вряд ли получится, считает эксперт, если Дания займет категоричную позицию, способствовать разрешению проблем она точно не будет.

Сотрудник МИДа уверен, что внятных юридических или экономических аргументов против «Северного потока – 2» у Дании нет. «Пока никаких консультаций с датскими коллегами по этому поводу не было, – говорит собеседник «Ведомостей». – Но мы обязательно поднимем соответствующие вопросы».

Скорее всего, Nord Stream 2 AG уже имеет наработки по альтернативным вариантам маршрута, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Это профессиональная команда, которая строила еще первый «Северный поток». Разные варианты маршрутов трубопровода рассматривались еще тогда. Текущий – через территориальные воды Дании – выбран как самый эффективный. Изменение его, скорее всего, приведет к удорожанию проекта – неоптимальный маршрут потребует дополнительных затрат. Но уложиться в заявленные сроки шанс еще есть», – говорит Гривач. Помешать строительству трубы своим решением Дания не сможет, только подставит партнеров по Евросоюзу, Германию в первую очередь, убежден эксперт. «Ставить под угрозу сроки строительства «Северного потока – 2» никак не соответствует обеспечению энергобезопасности Европы», – говорит Гривач.
 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 03.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики