Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антироссийский демпинг в борьбе за белорусскую нефть опасен для прибалтийских портов

Антироссийский демпинг в борьбе за белорусскую нефть опасен для прибалтийских портов

Опасаясь потерять Белоруссию как клиента, прибалтийские страны снижают цены в своих портах, однако этот демпинг, мешающий России получить транзит белорусских нефтепродуктов, недолговечен из-за слабых мощностей прибалтийских портов. Такое мнение высказал директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин.
 
Минск допускает транзит нефтепродуктов через российские порты, в том случае, если это будет экономически целесообразно. Об этом заявил заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников.
 
«По вопросу возможного транзита нефтепродуктов через российские порты продолжаются отраслевые переговоры, переговоры с железными дорогами (РЖД и БЖД), переговоры с портами, чтобы они снижали тарифы и предоставляли те условия, которые сегодня могут предложить порты в странах Балтии и Украине», — пояснил Каморников.
 
По его словам, если транзит через российские порты буден выгоден Белоруссии с учетом всех составляющих (доставка, особенности раздельного хранения, цена), то «нам ничто не мешает экспортировать продукты и по этому северному направлению».

Где дешевле, туда и идут

Когда Россия начала переориентировать свой экспорт с прибалтийских портов на собственные, прибалты стали активно демпинговать и серьезно снижать цены, говорит Сергей Пикин.
 
«Белорусы же „работают“ исключительно по экономике. Политика у них для телевизора, а в основе всего — экономические интересы, страна не так богата, чтобы жертвовать выгодой. Где дешевле, туда они и идут. Если Москва даст скидку по нефти, по газу, по таможенным пошлинам в обмен на использование белорусами российских портов, другое дело», — сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня«.

Без подушки безопасности

При этом российские порты, о которых идет речь, построены недавно, и они должны работать, должны быть загружены. Загрузка собственной инфраструктуры — это вопрос и национальной безопасности, и экономики, отмечает Пикин.
 
«Инфраструктура прибалтийских портов построена уже давно, и соответственно, давно амортизирована, а наши порты требуют возврата инвестиций. Поэтому наши тарифы исходят из двух составляющих — это возврат вложенного и непосредственно те затраты, которые порты несут при перевозке. А прибалтам ничего возвращать не нужно, так что они могут снижать цены», — сказал эксперт.
 
Но здесь есть один важный момент. Демпинг возможен до определенного уровня. Когда клиентов немного — а у прибалтийских портов клиентская база скромная — слишком долго в демпинг поиграть не удастся, это рискованно, тем более и подушки безопасности у них никакой нет, отметил Сергей Пикин.
 
Ранее ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович говорил ФБА «Экономика сегодня», что Минск переведет транзит на российские порты, но это случится не сразу.
 
«Думаю, переход Белоруссии на российские порты будет происходить по мере развития инфраструктуры этих портов, но ожидать быстрого разворота, того, что Минск откажется от кооперации с Прибалтикой — учитывая их налаженные связи — не стоит», — сказал эксперт.

Несмотря на скидки

В августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада глава РЖД Олег Белозеров сообщил, что белорусские НПЗ предпочитают использовать прибалтийскую инфраструктуру вместо российских железных дорог, несмотря на скидки в России.
 
«По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», — пояснил Белозеров.
 
На это президент Владимир Путин заявил, что условия сотрудничества с белорусами нужно «запакетировать». «Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал президент.
 
Белоруссия перерабатывает 18 миллионов тонн в год — из общего объема поставляемой из России нефти (24 миллиона тонн по беспошлинному тарифу).
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 28.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики