Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антироссийский демпинг в борьбе за белорусскую нефть опасен для прибалтийских портов

Антироссийский демпинг в борьбе за белорусскую нефть опасен для прибалтийских портов

Опасаясь потерять Белоруссию как клиента, прибалтийские страны снижают цены в своих портах, однако этот демпинг, мешающий России получить транзит белорусских нефтепродуктов, недолговечен из-за слабых мощностей прибалтийских портов. Такое мнение высказал директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин.
 
Минск допускает транзит нефтепродуктов через российские порты, в том случае, если это будет экономически целесообразно. Об этом заявил заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников.
 
«По вопросу возможного транзита нефтепродуктов через российские порты продолжаются отраслевые переговоры, переговоры с железными дорогами (РЖД и БЖД), переговоры с портами, чтобы они снижали тарифы и предоставляли те условия, которые сегодня могут предложить порты в странах Балтии и Украине», — пояснил Каморников.
 
По его словам, если транзит через российские порты буден выгоден Белоруссии с учетом всех составляющих (доставка, особенности раздельного хранения, цена), то «нам ничто не мешает экспортировать продукты и по этому северному направлению».

Где дешевле, туда и идут

Когда Россия начала переориентировать свой экспорт с прибалтийских портов на собственные, прибалты стали активно демпинговать и серьезно снижать цены, говорит Сергей Пикин.
 
«Белорусы же „работают“ исключительно по экономике. Политика у них для телевизора, а в основе всего — экономические интересы, страна не так богата, чтобы жертвовать выгодой. Где дешевле, туда они и идут. Если Москва даст скидку по нефти, по газу, по таможенным пошлинам в обмен на использование белорусами российских портов, другое дело», — сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня«.

Без подушки безопасности

При этом российские порты, о которых идет речь, построены недавно, и они должны работать, должны быть загружены. Загрузка собственной инфраструктуры — это вопрос и национальной безопасности, и экономики, отмечает Пикин.
 
«Инфраструктура прибалтийских портов построена уже давно, и соответственно, давно амортизирована, а наши порты требуют возврата инвестиций. Поэтому наши тарифы исходят из двух составляющих — это возврат вложенного и непосредственно те затраты, которые порты несут при перевозке. А прибалтам ничего возвращать не нужно, так что они могут снижать цены», — сказал эксперт.
 
Но здесь есть один важный момент. Демпинг возможен до определенного уровня. Когда клиентов немного — а у прибалтийских портов клиентская база скромная — слишком долго в демпинг поиграть не удастся, это рискованно, тем более и подушки безопасности у них никакой нет, отметил Сергей Пикин.
 
Ранее ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович говорил ФБА «Экономика сегодня», что Минск переведет транзит на российские порты, но это случится не сразу.
 
«Думаю, переход Белоруссии на российские порты будет происходить по мере развития инфраструктуры этих портов, но ожидать быстрого разворота, того, что Минск откажется от кооперации с Прибалтикой — учитывая их налаженные связи — не стоит», — сказал эксперт.

Несмотря на скидки

В августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада глава РЖД Олег Белозеров сообщил, что белорусские НПЗ предпочитают использовать прибалтийскую инфраструктуру вместо российских железных дорог, несмотря на скидки в России.
 
«По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики. Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог», — пояснил Белозеров.
 
На это президент Владимир Путин заявил, что условия сотрудничества с белорусами нужно «запакетировать». «Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал президент.
 
Белоруссия перерабатывает 18 миллионов тонн в год — из общего объема поставляемой из России нефти (24 миллиона тонн по беспошлинному тарифу).
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 28.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики