Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Магия подсчетов. Тормозят ли «зеленую» энергетику колоссальные субсидии в сырьевой сектор

Магия подсчетов. Тормозят ли «зеленую» энергетику колоссальные субсидии в сырьевой сектор

Субсидии на производство и потребление нефти, газа и угля возрастают на фоне постоянных призывов и уже конкретных шагов по их сокращению. Европейские правительства и ЕС выделяют на них около €112 млрд в год. Из чего они складываются и мешают ли конкурентоспособности ВИЭ? 

Overseas Development Institute (ODI) и Climate Action Network (CAN) Europe опубликовали исследование под названием «Сворачивание-2020: Мониторинг европейских субсидий ископаемому топливу» (Phase-Out 2020: Monitoring Europe’s fossil fuel subsidies), обобщающее данные, предоставляемые одиннадцатью европейскими странами и Европейским Союзом по поддержке ископаемого топлива —  нефти, газа и угля в период 2014-2016 годов.

Согласно исследованию, Европейский союз и его члены в среднем ежегодно субсидируют сырьевой сектор на €112 млрд, при этом самая существенная доля (чуть менее половины — €49 млрд) выпадает транспортной отрасли. Отдельно сам Европейский Союз (как организация) из своего бюджета каждый год выделяет на поддержку сырьевого сектора в среднем по €4 млрд, на это идут средства различных институтов развития и фондов — преимущественно на поддержание и развитие газовой инфраструктуры. Авторы доклада указывают на масштаб субсидий, превышающий субсидирование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ставящий под угрозу выполнение целей Парижского соглашения, а также план европейских государств по отказу от субсидирования сырьевого сектора к 2020 году.

Несмотря на формальное стремление к отказу от такого субсидирования, цифры увеличиваются из года в год: еще несколько лет назад оценки объема поддержки традиционных энергоносителей в мире могли доходить до $1 трлн в год. Данные Международного энергетического агентства (МИЭ) тоже демонстрируют увеличивающиеся объемы, хотя и не в таких драматических масштабах. МЭА оценивало глобальный объем таких субсидий в 2014 году в $493 млрд долларов США (что в 4 раза больше, чем для ВИЭ). В вышедшем в 2017 году исследовании Международного валютного фонда называется цифра свыше $5 трлн в год.  

Свободная трактовка понятия субсидирования

Как пояснил Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности, результаты подобного рода исследований и дискуссий носят во многом пропагандистский характер. Уже много лет подряд эксперты и различные организации (включая Международное энергетическое агентство) заявляют, что традиционная энергетика мощно субсидируется, получая дополнительные конкурентные преимущества: «Однако, если посмотреть внимательнее на статьи субсидирования традиционной энергетики, то придется отметить, что практически любая форма поддержки подпадает под это описание. Например, к субсидированию относятся кредиты, которые выдаются европейскими институтами развития на возвратной основе. Что касается российской энергетики, то к субсидированию относятся льготы на разработку месторождений», — объясняет Перов

Субсидированием считаются и затраты на НИОКР (научно-исследовательские разработки): поскольку они не облагаются налогом на прибыль, эти суммы также попадают в категорию субсидий: «Это правило действует только в том случае, если речь идет о нефтяных компаниях и нефтегазовом бизнесе. Так что эти цифры — достаточно притянутые и включают в себя не только объемы, которые реально подсчитать, но и то, что учесть вполне проблематично. Что касается субсидий ВИЭ, то зачастую в сочетании с ними слово «субсидирование» заменяют на «стимулирование». Кроме того, лейтмотивом проводится мысль о том, что ВИЭ — это спасение планеты, а традиционные энергоносители наносят колоссальный вред, приводят к климатическому коллапсу и глобальному потеплению», — считает Перов

В итоге возникает широкое пространство для спекуляций. Тема субсидирования традиционных энергоносителей активно используется в контексте международной климатической политики: наряду с введением «налога на углерод», устранение данного субсидирования является необходимым условием выполнения целей Парижского соглашения. Несмотря на то, что напрямую в нем об этом не говорится, в процессе переговоров и дискуссий, сопровождающих Парижский процесс, эта тема постоянно поднимается. 

Тормозят ли субсидии в сырьевой сектор развитие ВИЭ?

Процесс по сокращению субсидирования сырьевого сектора уже запущен, раздаются все новые призывы к сокращению и последующему устранению этой поддержки. Общемировой тренд скажется и на России, спровоцировав рост цен на традиционные энергоносители. А надежда на то, что благодаря устранению субсидирования традиционных энергоносителей в России начнет развиваться ВИЭ — эфемерна, уверен Александр Перов: «Сами ВИЭ не смогут развиваться без традиционной энергетики, поскольку стимулируются за счет традиционных энергоносителей».

По мнению Алексея Хохлова, руководителя направления «Электроэнергетика» Энергетического центра бизнес-школы Сколково, несмотря на значительные субсидии в энергетический сектор, стремительное развитие ВИЭ во всем мире происходило в течение последних 7-10 лет именно в условиях доминирования традиционной энергетики: «При этом развитие ВИЭ, особенно на первых этапах, во многих странах сопровождалась различными механизмами государственной поддержки, включая предоставление налоговых вычетов, использование специальных тарифов», — пояснил Хохлов.

Так, с учетом кратного сокращения себестоимости генерации электроэнергии с помощью ВИЭ за последние 7-10 лет потребность их в субсидировании постепенно сокращается, и в некоторых странах ветер и солнце начинают эффективно конкурировать с традиционными видами генерации без всяких субсидий: «Например, в апреле 2017 года в Германии был утвержден проект создания офшорного ветропарка мощностью 900 МВт, не требующий субсидий. Это важное достижение для страны, в которой четверть затрат на электроэнергию уходит сейчас на субсидирование ВИЭ. В дальнейшем ожидается, что конкурентноспособность ВИЭ продолжит возрастать», — полагает эксперт. 

По оценкам МЭА на горизонте 2035-2040 годов доля ветровой генерации, не требующей субсидий возрастет по миру до 75%, а для солнца она превысит 50%. По исследованиям Clean Technica,  к 2030 году энергия ветра обеспечит 30% потребностей стран Евросоюза в энергии, а основная часть экологических станций будет сосредоточена в Западной Европе.  

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 03.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики