Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый эндшпиль: Минск борется за «рублевые преференции» в расчетах с Москвой

Газовый эндшпиль: Минск борется за «рублевые преференции» в расчетах с Москвой

Заявления вице-премьера РБ Владимира Семашко, что Белоруссия рассчитывает до конца 2017 года договориться с Россией по газу‍, показывают: Минск начал борьбу за новые преференции от Москвы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"В настоящий момент Белоруссия уже покупает газ по самым дешевым ценам на континенте, а может, и во всем мире, но это не мешает Минску постоянно добиваться новых преференций от Москвы. К примеру, сейчас он хочет полностью перевести расчеты за топливо в рубли, тогда как сейчас платит в российской валите только за сами объемы – по ценам Ямало-Ненецкого автономного округа.
 
Долларовая составляющая тарифа для Минска – цена доставки до Белоруссии, стоимость хранения газа в подземных хранилищах и маркетинговая надбавка в один доллар за тысячу кубометров. После того, как курс рубля по отношению к доллару снизился вдвое, власти РБ стали активными сторонниками перевода всей формулы оплаты в российскую валюту – это дает немалые выгоды. Впрочем, конечная цель Минска – получать газ по ценам для регионов РФ", - отмечает эксперт.
 
Сегодня на Минском энергетическом форуме вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что с РФ обсуждается вопрос перевода расчётов за газ в российские рубли. Итоговое решение стороны планируют согласовать до конца текущего года. По словам чиновника, Минск предлагает провести очередную встречу, на которой Москва предложит формулу ценообразования на газ, до 15 ноября.
 
"После того, как "Газпром" выкупил газотранспортную сеть Белоруссии, Минску предоставили самые льготные условия для покупки российского сырья. Однако в ходе прошлогоднего нефтегазового спора РБ попыталась вообще отказаться от газовой формулы, но для "Газпрома" это было неприемлемо – арбитражу в Стокгольме, где российская компания судится с Украиной, нельзя показывать, что контракт можно кардинально пересмотреть до его завершения.
 
В итоге Минск платит по прежней формуле, но получил значительные уступки при покупке российской нефти. Сейчас, на мой взгляд, при предоставлении новых преференций по газу Россия должна вернуть нефтяную торговлю в привычное русло. То есть получая сырье без пошлин на 10 долларов дешевле мировых цен, Минск обязуется перечислять экспортные пошлины с нефтепродуктов в российский бюджет и отказаться от реэкспорта сырой нефти", - подчеркивает эксперт.

Минск лукавит насчет цен газа

Семашко рассказал: благодаря апрельским договоренностям цена на газ в 2018-м для Белоруссии составит 129 долларов за тысячу кубометров на границе, а в 2019 году - 127 долларов. Сейчас Минск платит чуть выше 130 долларов, причем эта цена не зависит от мировой формулы, привязанной к стоимости барреля нефти.
 
Нефтегазовый конфликт между Белоруссией и РФ разгорелся в 2016 году. Минск в связи с мировым падением цен на энергоносители назвал справедливой цену на поставляемый российский газ в размере 73 долларов за тысячу кубометров – почти вдвое меньше, чем предполагал контракт. В доказательство своей позиции Минск начал рассчитываться по поставкам по этой цене. Россия в ответ до погашения задолженностей существенно сократила поставляемые в РФ объемы нефти, что тут же ударило по доходам страны. Спор урегулировали только весной 2017-го.
 
"Минск регулярно заявляет, что товары РБ не конкурентны из-за высокой стоимости получаемого от РФ газа, но это откровенное лукавство. Получая самый дешевый газ в мире, Минск на внутреннем рынке продает его в разы дороже собственным потребителям, особенно промышленным. Заводы и фабрики РБ платят за "голубое топливо" в пересчете на стандартные величины по 350 долларов за тысячу "кубов". Колоссальная разница оседает в белорусском бюджете.
 
То есть российский бюджет в существенной мере содержит Белоруссию, а Минск при этом требует все новых преференций. Тогда не нужно лукавить – если власти РБ говорят о дорогом российском газе для своей страны, нужно просто снизить цену для внутреннего потребителя. Это вопрос внутреннего регулирования, а не политического давления. Однако в 2018-м у Минска кончается контракт с "Газпромом", что дает возможность начать все с чистого листа, то есть требовать существенно большего, чем страна уже получает от России", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 10.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики