Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый эндшпиль: Минск борется за «рублевые преференции» в расчетах с Москвой

Газовый эндшпиль: Минск борется за «рублевые преференции» в расчетах с Москвой

Заявления вице-премьера РБ Владимира Семашко, что Белоруссия рассчитывает до конца 2017 года договориться с Россией по газу‍, показывают: Минск начал борьбу за новые преференции от Москвы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"В настоящий момент Белоруссия уже покупает газ по самым дешевым ценам на континенте, а может, и во всем мире, но это не мешает Минску постоянно добиваться новых преференций от Москвы. К примеру, сейчас он хочет полностью перевести расчеты за топливо в рубли, тогда как сейчас платит в российской валите только за сами объемы – по ценам Ямало-Ненецкого автономного округа.
 
Долларовая составляющая тарифа для Минска – цена доставки до Белоруссии, стоимость хранения газа в подземных хранилищах и маркетинговая надбавка в один доллар за тысячу кубометров. После того, как курс рубля по отношению к доллару снизился вдвое, власти РБ стали активными сторонниками перевода всей формулы оплаты в российскую валюту – это дает немалые выгоды. Впрочем, конечная цель Минска – получать газ по ценам для регионов РФ", - отмечает эксперт.
 
Сегодня на Минском энергетическом форуме вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что с РФ обсуждается вопрос перевода расчётов за газ в российские рубли. Итоговое решение стороны планируют согласовать до конца текущего года. По словам чиновника, Минск предлагает провести очередную встречу, на которой Москва предложит формулу ценообразования на газ, до 15 ноября.
 
"После того, как "Газпром" выкупил газотранспортную сеть Белоруссии, Минску предоставили самые льготные условия для покупки российского сырья. Однако в ходе прошлогоднего нефтегазового спора РБ попыталась вообще отказаться от газовой формулы, но для "Газпрома" это было неприемлемо – арбитражу в Стокгольме, где российская компания судится с Украиной, нельзя показывать, что контракт можно кардинально пересмотреть до его завершения.
 
В итоге Минск платит по прежней формуле, но получил значительные уступки при покупке российской нефти. Сейчас, на мой взгляд, при предоставлении новых преференций по газу Россия должна вернуть нефтяную торговлю в привычное русло. То есть получая сырье без пошлин на 10 долларов дешевле мировых цен, Минск обязуется перечислять экспортные пошлины с нефтепродуктов в российский бюджет и отказаться от реэкспорта сырой нефти", - подчеркивает эксперт.

Минск лукавит насчет цен газа

Семашко рассказал: благодаря апрельским договоренностям цена на газ в 2018-м для Белоруссии составит 129 долларов за тысячу кубометров на границе, а в 2019 году - 127 долларов. Сейчас Минск платит чуть выше 130 долларов, причем эта цена не зависит от мировой формулы, привязанной к стоимости барреля нефти.
 
Нефтегазовый конфликт между Белоруссией и РФ разгорелся в 2016 году. Минск в связи с мировым падением цен на энергоносители назвал справедливой цену на поставляемый российский газ в размере 73 долларов за тысячу кубометров – почти вдвое меньше, чем предполагал контракт. В доказательство своей позиции Минск начал рассчитываться по поставкам по этой цене. Россия в ответ до погашения задолженностей существенно сократила поставляемые в РФ объемы нефти, что тут же ударило по доходам страны. Спор урегулировали только весной 2017-го.
 
"Минск регулярно заявляет, что товары РБ не конкурентны из-за высокой стоимости получаемого от РФ газа, но это откровенное лукавство. Получая самый дешевый газ в мире, Минск на внутреннем рынке продает его в разы дороже собственным потребителям, особенно промышленным. Заводы и фабрики РБ платят за "голубое топливо" в пересчете на стандартные величины по 350 долларов за тысячу "кубов". Колоссальная разница оседает в белорусском бюджете.
 
То есть российский бюджет в существенной мере содержит Белоруссию, а Минск при этом требует все новых преференций. Тогда не нужно лукавить – если власти РБ говорят о дорогом российском газе для своей страны, нужно просто снизить цену для внутреннего потребителя. Это вопрос внутреннего регулирования, а не политического давления. Однако в 2018-м у Минска кончается контракт с "Газпромом", что дает возможность начать все с чистого листа, то есть требовать существенно большего, чем страна уже получает от России", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 10.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики