Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Газовый хаб на Ямале ждет судьба нефтяной биржи в Питере

И. Юшков: Газовый хаб на Ямале ждет судьба нефтяной биржи в Питере

Заявлением о создании газораспределительного центра НОВАТЭК пытается привлечь инвесторов 

Финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей объявил о новом амбициозном проекте компании: на базе ямальских СПГ-заводов независимый производитель планирует открыть первый российский газовый распределительный центр. Таким образом в России может появиться собственный ценовой эталон на газ, запуск механизма возможен уже через два года. Торговля экспортными фьючерсами на российскую нефть за год не позволила отвязать Urals от эталонной Brent, российский сорт не стал мировым бенчмарком. Получится ли это в газовой отрасли? Своим экспертным мнением об этом поделился с Накануне.RU ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- НОВАТЭК делает имиджевые заявления, так как старается привлечь как можно больше внимания к своим ямальским проектам - сейчас идут активные поиски инвесторов для заводов "Арктик СПГ" и "Арктик СПГ - 2" базирующихся на Гыданском месторождении и ресурсах Обской губы. Компания таким образом стремится продемонстрировать уникальность своих проектов.

Джетвей объявил, что цены на ямальский газ будут формироваться без привязки к традиционным нефтепродуктам, а за счет спотовых контрактов. Предполагается, что это будет лучше для потребителей и производителей, но никакой конкретики он не привел. В этом хитрый маневр: потребителям, вроде бы, дан сигнал, что цены будут ниже и меняться они станут в соответствии с потребностями рынка; инвесторам, которые потенциально могут зайти в проекты, обещано, что газ не станет дешеветь следом за нефтью и их вложения не обесценятся. Поскольку спрос на газ в мире остается стабильным, инвестиции в такой проект являются привлекательными. На самом деле, идет информационная кампания по продвижению гыданского проекта, но если говорить о реальных шагах по организации хаба, то совершенно не понятно, как НОВАТЭК собирается это делать.

Есть сомнения в достаточности ресурсов компании. Объемы "Ямала СПГ", это 16,5 млн т, при условии строительства небольшой четвертой очереди - 17,5 млн т, фактически все законтрактованы. О том, что есть круг покупателей, НОВАТЭК сам регулярно сообщает. Все объемы, которые законтрактовал Китай, будут поставлены в страну. Теоретически какие-то объемы на спотовую площадку могут выставить трейдеры, которые законтрактовали большие объемы. Вместе с другими арктическими проектами НОВАТЭК сможет дать бирже порядка 20 млн т СПГ в год, другим российским производителям неинтересно участвовать в торговле через хаб. Объемы, в принципе, позволяют сделать какой-то распределительный центр, можно вспомнить, что в рамках все той же рекламной кампании добытчики заявляли, что ресурсы Гыдана позволяют производить до 100 млн т СПГ в год, но это, скорее, бравада, а не реальные планы.

Основная проблема в том, что смысла создавать хаб в России нет. Крупнейшие распределительные центры в Европе - немецкий, британский, голландский - это те рынки, куда приходят большие объемы газа, то есть хабы работают на территории стран-потребителей, а не поставщиков. Кроме прочего, там есть широкая газотранспортная система, можно доставить энергоресурсы на территорию многих государств. И теперь вопрос: нужно ли создавать хаб в центре добычи, когда можно купить газ у трейдеров в момент отгрузки?

Абсолютно непонятно, что это даст производителю и покупателю, пока я не вижу дополнительных бонусов. Вся торговля может быть налажена без распределительного центра. Тем более, иностранные игроки не будут переходить на площадку, которую создаст НОВАТЭК, наоборот, они предложат ему прийти в существующие хабы. В Германии и Великобритании правила всем понятны, компании потребителей там зарегистрированы и работают много лет.

Думаю, повторится история с торговлей нефтепродуктами на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже: иностранцев нет, серьезных объемов тоже.

Для России в целом никаких плюсов от торговли в собственном хабе тоже нет. Мы контролируем объемы производства, мы контролируем запасы, и дополнительных рычагов давления на покупателей страна с появлением собственного газораспределительного центра не получит. 

Автор: Алена Ласкутова

Источник: Накануне.Ru, 18.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики