Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Аварии на Армянской АЭС в Мецаморе повредят „Росатому“»

И. Юшков: «Аварии на Армянской АЭС в Мецаморе повредят „Росатому“»

Армянская АЭС в Мецаморе в последние дни вновь оказалась в центре мирового внимания после того, как стало известно о требовании Евросоюза закрыть эту советскую станцию, эксплуатируемую с 1977 года и дающую Армении до трети всей электроэнергии, что поставлено в качество одного из условий евроассоциации республики. В Ереване утверждают, что станция абсолютно безопасна, и строят планы на продление ее эксплуатации с российской помощью до 2027 года, но так ли это на самом деле? "Вестник Кавказа" побеседовал о проблемах и перспективах Армянской АЭС в Мецаморе с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателем Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

- По вашей оценке,  что может быть сделано для того, чтобы сохранить столь значительный для Армении источник энергии, обеспечив при этом безопасность всего региона от возможных аварий на АЭС?

- Здесь есть два пути. Первый путь – "Росатом" модернизирует станцию, то есть, по сути, строит новый энергоблок большей мощности на площадке Армянской АЭС. Если сейчас там стоят старые реакторы типа ВВЭР-440, то "Росатом" в настоящее время строит ВВЭР-1200, у которых, фактически, в три раза больше мощности, а по объему строительства такой реактор вполне можно разместить на площадке нынешней станции. Для Армении это будет наиболее выгодный вариант. Второй путь – это постоянный мониторинг и частое обслуживание действующего реактора, называемого "Армянская АЭС-2". Вывод из эксплуатации этого, второго реактора ВВР-440, намечен на 2026 год, поскольку он был введен позже первого энергоблока, и, с учетом поддержки "Росатома", он может проработать еще около 10 лет.

- В таком случае, на чем основаны требования ЕС?

- Западные регуляторы сейчас требуют закрытия почти всех энергоблоков, построенных в советское время. Мы видели это на примере литовской Игналинской АЭС Литвы и продолжаем видеть на примере других постсоветских республик. Кроме того, европейцы очень настороженно относятся к стройке "Росатомом" станций в любых странах, к примеру, Белорусской АЭС. Особенно стараются прибалты – они всячески указывают, что российские технологии плохие, небезопасные, хотя та же самая МАГАТЭ признает, что российские станции отвечают всем мировым требованиям и, по сути, российская технология 4+ поколения реакторов является одной из наиболее безопасных, так как там учтены все постфукусимовские стандарты.

Заметьте, что единственная страна, где не требуют закрытия советских АЭС – это Украина. Украинцы согласились на переход станций с топливных элементов российского производства компании "ТВЭЛ" на американскую топливную сборку Westinghouse. Еще отсутствие требований на закрытие АЭС может быть связано с тем, что тогда будет нужно перевести Украину на генерацию энергии из угля или газа, а по этому пункту Киев уже сейчас просит у ЕС финансовой помощи и дальше ее будет требоваться только больше.

- Кто, в свою очередь, будет помогать Армении с выводом АЭС из эксплуатации?

- Армения в этом плане в более уязвимом состоянии, потому что она не сможет в ответ на закрытие своей АЭС потребовать от европейцев либо американцев денег на строительство замещающей генерации или хотя бы на вывод станции из эксплуатации. Отмечу, что вывод из эксплуатации – это очень большие затраты, в мире не так много компаний занимаются этим, так называемой стадией "бэк-энд". Один из лидеров здесь как раз "Росатом", тем более по станциям, которые строились в советское время и по советским технологиям, по сути, предприятиями нынешнего "Росатома". Это означает, что именно российская госкорпорация будет выводить из эксплуатации Армянскую АЭС, а европейцы, естественно, на это денег не дадут. Они требуют закрыть станцию, но помогать с этим никак не будут, и помогать Армении жить без нее тоже не будут.

- Какие источники электроэнергии в регионе могли бы заменить Армении ее АЭС?

- Допустим, Армянская АЭС аварийно остановится – это будет достаточно большой удар по республике, ведь ей придется резко увеличить импорт электроэнергии из других государств. Но у ее соседей нет возможностей поставлять электричество в Армению: в Грузии дефицит достигает 1000 МВт в год, в Турции тоже дефицит будет до тех пор, пока "Росатом" не построит АЭС "Аккую", в Иране электроэнергетика развита недостаточно, про Ирак вообще нечего говорить. На юге России постепенно возникает нехватка энергии: вся свободная энергия идет через энергомост в Крым. По сути, только из Азербайджана Армения могла бы купить часть недостающей энергии.

А это значит, что никто из соседей не возместит закрытие Армянской АЭС. Армении придется либо устанавливать режимы подачи электроэнергии в населенные пункты по расписанию, когда несколько часов есть электричество в одном районе, а следующие несколько часов в соседнем – либо активировать резервные старые мощности, если к тому они времени они сохранятся, к примеру, мощности угольной генерации. Но, по существу, очень сложно будет заместить вывод этой атомной станции из эксплуатации.

- Насколько масштабными и какого рода могут быть последствия от аварии на Мецаморе?

- От техногенной катастрофы на этой станции пострадает весь регион, не только сама Армения. Кроме того, авария на любой атомной станции порождает новую волну недоверия к АЭС в принципе: напомню, что после аварии на Фукусиме Южная Корея закрыла все свои АЭС, ряд стран Европы решили сделать то же, а ряд отказались строить новые. Поэтому, если авария произойдет, это скажется на всей ядерной энергетике в мире в целом и на российских перспективах в частности, потому что встанет вопрос о небезопасности АЭС. Все западные компании начнут говорить, что это не просто авария, а авария именно на советской, российской АЭС, а это скажется на "Росатоме", его стройках и перспективах стройки в других странах. Так будет, даже если удастся избежать ядерного загрязнения, скажем, в случае аварийной остановки станции.

Источник: Вестник Кавказа, 03.11.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики