Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому же нужен «Северный поток — 2»?

Кому же нужен «Северный поток — 2»?

Еврокомиссия (ЕК) готовит новые поправки в европейское законодательство: вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявил, что регулятор согласовал в среду свои предложения по поправкам к Газовой директиве (часть третьего энергопакета – прим.) Евросоюза, которые, в частности будут касаться работы морских газопроводов. Шефчович надеется, что поправки будут приняты в 2018 году.

Аналитики объясняют торопливость ЕК желанием наложить ограничения на строительство экспортного газопровода из России в Германию "Северного потока – 2" мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Они говорят, что ЕК может попытаться наказать акционеров проекта "рублем": создать такие условия, при которых себестоимость проекта будет резко возрастать. Такие действия, к тому же, отмечают эксперты, позволят некоторым европейским державам избежать угрозы со стороны Германии, которая после реализации проекта станет мощнейшим газовым центром Европы.  

Против кого боремся?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков напоминает, что текущая инициатива ЕК берет свое начало еще в предложениях Польши. "Поляки неоднократно предлагали ввести ограничения в третий энергопакет", - сказал он агентству "Прайм", заметив, что ограничения по большей части направлены против "Северного потока - 2". Если распространить действие третьего энергопакета на "Северный поток - 2", то часть его мощностей нужно будет резервировать "для некого альтернативного поставщика, которого, естественно, нет", отмечает эксперт. Юшков поясняет, что сейчас фактически запрета на строительство "Северного потока - 2" нет. "Поэтому ЕК пытается создать такие условия, при которых участники проекта сами бы отказались от него", - говорит Юшков, поясняя, что если часть газопровода останется пустой, то участники проекта будут медленнее получать возврат инвестиций. "То есть себестоимость проекта сразу вырастет", - объясняет он, говоря, что в таком случае проект может стать экономически непривлекательным для участников. 

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов соглашается с коллегой и напоминает, что некоторые страны Евросоюза, в частности Польша, выступают резко против "Северного потока - 2". "Еще до обсуждения "Северного потока - 2" Польше было предложено расширить газопровод "Ямал-Европа", чтобы снять транзитные риски, связанные с Украиной. Польша отказалась от реализации проекта", - напоминает Фролов, добавляя, что теперь поведение Польши в отношении "Северного потока - 2" можно расценивать как некоторую обиду за ее собственный отказ. Вместе с тем, продолжает Фролов, другие страны, помимо Польши, обеспокоены возрастающей ролью Германии. "Если построить "Северный поток - 2", то Германия становится мощным газовым узлом. Это далеко не всем участникам ЕС нравится", - говорит он, отмечая, что страна в таком случае сможет давить на соратников по ЕС. 

Однако пока, как полагает Фролов, Еврокомиссия "имеет все шансы погрязнуть в обсуждениях законодательных инициатив". "Ничего не будет принято моментально, все будет еще долго обсуждаться, и, как следствие, откладываться", - говорит он, объясняя, что в первую очередь в строительстве газопровода заинтересованы Германия, Австрия, Франция и Италия. Юшков соглашается с коллегой и добавляет, что даже если ограничения будут введены, за ними сразу последует введение исключений для "Северного потока - 2", аналогично которым были сделаны Трансадриатическому газопроводу. Оба эксперта сходятся во мнении, что крупные игроки все же заинтересованы в реализации проекта, а значит, он будет в конце концов построен.

Сколько Европе нужно газа?

Сегодня же Еврокомиссия сообщила, что не видит необходимости в реализации "Северного потока - 2", так как, по мнению регулятора, потребление газа в Европе со временем будет только падать. 

По словам же генерального директора "Газпром экспорта" Елены Бурмистровой, Европе в 2025 году потребуются дополнительные объемы импортируемого газа в 50 миллиардов кубометров, в 2035 году — не менее 75 миллиардов кубометров. По оценкам компании, спрос на газ в Европе в первые три квартала 2017 года вырос на 7,3%, или на 27 миллиардов кубометров. При этом спрос на природный газ со стороны генерации вырос на 19%, отметила Бурмистрова.

По ее словам, долгосрочные перспективы спроса на газ, с одной стороны, находятся под давлением перехода темпов роста внутреннего спроса от очень высоким к умеренным. С другой стороны, сохраняется тенденция снижения добычи газа в ЕС. Это, по ее словам, приведет к растущей потребности в импорте газа — даже если перспективы спроса останутся стабильными.  

Вместе с тем, Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежегодном докладе за 2016 год сообщало, что поставки газа из РФ вырастут до 235 млрд кубометров в 2025 году и до 307 млрд кубометров в 2040 году. Также, по оценкам экспертов МЭА, Россия на протяжении 25 лет будет оставаться мировым лидером по экспорту газа (включая сжиженный природный газ), а в периоде до 2040 года страна сохранит стратегическую позицию основного поставщика газа в Европе.

Автор: Анна Подлинова

Источник: ПРАЙМ, 08.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики