Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый саботаж

Газовый саботаж

Аналитик Александр Пасечник — о том, для чего Киев создает новые транзитные риски на старте отопительного сезона

Власти Украины продолжают закручивать гайки в сфере транзита газа. Например, в середине октября Хозяйственный суд Киева расширил нормы по исполнению судебного решения о том, чтобы взыскать с «Газпрома» как с главного поставщика и транзитера голубого топлива в Европу антимонопольный штраф в размере $6,4 млрд. Речь здесь идет о пресловутой претензии, которую ранее выставил Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Сначала он оштрафовал российскую компанию примерно на $3,5 млрд за так называемое злоупотребление монопольным положением на рынке, сославшись на то, что через Украину прокачивается недостаточный объем и это якобы нарушает контракт. Украинская сторона указала также и на то, что из-за «доминирования российского концерна» в стране нет альтернативного поставщика. 

Претензии Киева кажутся Москве, мягко говоря, неубедительными — ведь в транзитном контракте нет обязательств прокачивать какой-то строго определенный объем газа. Да и к тому же поиском альтернатив, включая транзитные поставки, уж точно должен заниматься сам Киев.

Тем не менее украинские суды продолжают подтверждать решение АМКУ. Более того, в начале года штраф для газового гиганта вырос почти до $6,5 млрд. Киев даже начал арестовывать имущество компании — в основном это акции нефункционирующих структур концерна на Украине. К примеру, с компании «Газтранзит», акционерами которой являются «Газпром», «Нафтогаз» и турецкая «Турусгаз», в зачет погашения штрафа были взысканы дивиденды. Понятно, что эти суммы взысканий несопоставимы с претензией. И теперь Киев, получив юридические права для исполнения судебного решения, считает, что может претендовать на имущество российского концерна и в других странах. И грозит международными запросами.

Но главное — под прицелом транзитный газ из России. Решится ли Киев сыграть ва-банк, начав отбирать газ в счет штрафа, — вопрос. Пожалуй, в этом сезоне такой риск не будет оправдан. Срывать транзит себе дороже. А вот в следующем году — осенью — этот вопрос может быть снова актуализирован. Уже будет больше понимания, как продвигается создание обходных маршрутов — «Северного потока-2» и «Турецкого потока», сдача которых намечена на 2019 год.

Пока же перед Киевом стоит оперативная задача — как пройти текущий отопительный сезон без перебоев и с минимальными издержками: переплачивать европейцам за газ, поставляемый по реверсу, становится все дороже. Да и газа надо больше. В особенности учитывая сложности с дефицитом угля — ряд теплоэлектростанций в стране снова переводят с антрацита на голубое топливо. 

Вице-премьер Украины Владимир Кистион зондировал почву, сделав на днях громкое публичное заявление о возможности вернуться к прямым поставкам российского голубого топлива. По словам чиновника, такой вариант можно было бы рассматривать при переносе точки учета транзита газа с западной на восточную границу. Причем в «Газпроме» уже оценили эту инициативу украинских властей как непродуктивную. 

На самом деле сейчас нет никакого смысла ввязываться в переговорный режим с «Нафтогазом» по изменению условий транзита газа через Украину, тем более что до истечения долгосрочного газового контракта осталось чуть более двух лет. Да и европейцы едва ли желают таких кардинальных перемен — ведь при сдаче газа на востоке они тогда даже косвенно не смогут вовлечь российский газовый гигант в процесс разбирательства, случись проблемы с падением давления на выходе трубы с украинской территории.

Здесь по умолчанию сразу будет ясно, что Киев ворует транзитный газ. Хотя известно, что Украина вполне может затеять блеф, начав заявлять, что на входе газа в страну — российско-украинской границе — упало давление. Такой сценарий особенно вероятен в период пика потребления — в январе и феврале, когда морозы могут быть сильными и продолжительными, а запасы в подземных хранилищах Украины опустятся до критического уровня. 

Хотя и при описанном раскладе будет довольно легко разоблачить Киев в провокации. Свою непричастность к проблеме недопоставок Москва сможет доказать, например, пустив независимых наблюдателей на приграничные контрольно-измерительные пункты сдачи газа. Но полностью упредить все вопросы можно, категорично отвергнув неоднозначные предложения Украины о переносе точки сдачи газа. 

Автор: Алексанр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 10.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики