Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ и лукавство: в стремлении к «газовой независимости» от России Польша выберет путь Украины

СПГ и лукавство: в стремлении к «газовой независимости» от России Польша выберет путь Украины

Заявления главы МИД Польши Витольда Ващиковского, что страна не будет продлевать контракт на поставку российского газа, который истекает в 2022 году, а сделает ставку на терминал СПГ — чистая политика. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Заявления Польши о намерениях отказаться от российского газа с 2022 года — чистая политика, сильно разнящаяся с экономическими реалиями. В 2016 году страна потребила порядка 11 млрд кубометров газа, из них на терминал СПГ пришелся лишь один миллиард. Но терминал вмещает 5 млрд кубометров. Другими словами, Варшава уже сейчас могла бы на 50% сократить потребление из российского газопровода, но она этого не делает.
 
Причина проста: российский трубопроводный газ существенно дешевле поставляемого танкерами сжиженного природного газа (СПГ). Сейчас на терминал в Свиноуйсьце пришли лишь два танкера из США, чего для „газовой независимости от России“ явно недостаточно. Создается неразрешимая дилемма: страна провозглашает избавление от российского сырья, Евросоюз требует снижения уровня угольной генерации, но СПГ очень дорог, а потому в качестве альтернативы не приемлем», — отмечает специалист.
 
Витольд Ващиковский заявил в радиоинтервью, что Варшава убеждает другие страны отказаться от российского газа. По его словам, пример могла бы подать Хорватия, построив газовый терминал в Адриатике — он якобы может обеспечить поставки в ту часть Европы из других государств мира.
 
Чиновник подтвердил: Польша не продлит контракт на поставку газа из РФ, истекающий в 2022 году. В качестве альтернатив Варшава видит газопровод к норвежскому шельфу и терминал СПГ в Свиноуйсьце.

Польша политизирует энергетику

«Варшава подменяет понятия. В реальности Европа вполне может отказаться от российского газа уже сейчас — инфраструктура позволяет. В Евросоюзе достаточно СПГ-терминалов, чтобы сделать сжиженный газ альтернативой российским трубопроводам. Реальность же в том, что эта сеть терминалов загружена лишь на 17%.
 
Страны Европы понимают, что трубопроводный газ выгоднее, потому его используют. Варшава, также понимая выгоду, в прошлом году купила 10 миллиардов кубов у России, хотя предложений на мировых СПГ-рынках более, чем достаточно. И очень сомнительно, что с 2022 года польские власти откажутся от газа из РФ — это политическое и экономическое самоубийство.
 
Вероятнее всего, Варшава пойдет по пути Украины, которая создала нелогичную схему. Киев покупает российский газ не напрямую у Москвы, а через европейских посредников. Обходится он немного дороже, но такой путь дает возможность Украине заявлять: мы российский газ не покупаем.
 
Другой вариант — Варшава после 2022 года перестанет заключать с Москвой долгосрочные контракты, перейдя на краткосрочные. И потребует отхода в ценообразовании от традиционных контрактов „Газпрома“, где цена газа „привязывается“ к стоимости нефтяного барреля. Насколько такие условия устроят Россию, не ясно — Польша не столь важный и крупный покупатель, чтобы создавать ради нее прецедент», — подчеркивает эксперт.

Варшаву в Европе не поддержат

В год Польша потребляет 10-15 миллиардов кубометров газа, из которых десять миллиардов поставляет «Газпром». СПГ-терминал в Свиноуйсьце Варшава открывала с помпезностью в 2015 году, заявляя о серьезном шаге в сторону энергонезависимости и избавлении от «российского диктата». Президент страны Анджей Дуда отмечал, что страна может стать хабом, через который американский сжиженный газ поступал бы в Центральную и Восточную Европу.
 
В реальности терминал оказался непопулярен среди соседей по региону, не загружает его и сама Варшава. Кроме того, власти заговорили о строительстве газопровода, который соединит Польшу с норвежским шельфом и обеспечит независимость от поставок газа «с востока».
 
«Все действия Варшавы демонстрируют отсутствие внятной энергетической стратегии. Польша пытается заблокировать строительство газопровода „Северный поток-2“ из РФ в Германию. Но появление такой „трубы“ означало бы, что на спотовом рынке Германии появятся излишки газа, которые польское руководство могло бы покупать очень дешево. Нехватка газа в Германии лишь поднимет его цену.
 
Газопровод из Норвегии — идея хорошая лишь до вопроса: кто его будет строить? Сама Польша вложиться в столь масштабный проект не готова, Евросоюз на него денег не даст. Норвегии же Польша как покупатель малоинтересна — ей выгоднее нарастить поставки традиционным партнерам в Западной и Северо-Западной Европе, которые уже располагают готовой инфраструктурой. Тем более, что снижение добычи Нидерландами создало в этом регионе дефицит.
 
Кроме того, стареющие месторождения Норвегии показывают падение добычи, новые проекты ее компенсируют с трудом. Чтобы нарастить объемы, Осло вынужден переносить добычу севернее в Баренцево и Норвежское моря. Эти проекты на грани рентабельности и начинать их не спешат. Провозглашая энергонезависимость от России, Польше придется либо переплачивать за СПГ, либо искать другие пути для выработки энергии — столь же дешевый газ найти не удастся», — заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 17.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики