Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Слова председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что нам необходимо соблюсти баланс между интересами нефтяных компаний и бюджетными задачами при принятии налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, свидетельствует об очень сложной ситуации, которая сегодня сложилась в этом вопросе – считает эксперт в области энергетики Игорь Юшков.

Налогооблажение нефтегазового сектора является для России сложнейшим вопросом

Напомним, что нефтегазовые доходы продолжают являться не только главным источником пополнения расходной части федерального бюджета, но и способом решения сиюминутных проблем нашей страны.
 
При этом, нефтегазовой отрасли необходимо развиваться, вследствие чего, российским компаниям нужно вкладывать серьезные средства в новые проекты, поэтому увеличение налоговой нагрузки может привести к весьма негативным последствиям для всего этого сектора отечественной экономики. Это особенно важно в период, когда Россия оказалась лишена возможности занимать средства и искать инвестиции на западном финансовом рынке.
 
В этом контексте значение тех средств, которые остаются в распоряжении российских компаний, очень сильно возросло, и именно этим обстоятельством и вызвано данное заявление нашего премьер-министра.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что все это связано с тем, что в России все понимают, что в энергетическом секторе необходимо менять налоговую систему.

России нужно искать пути для налоговой стимуляции нефтегазового сектора

Отметим, что российский бюджет получает львиную часть доходов с экспорта нефтегазовых ресурсов за рубеж через налог на добычу полезных ископаемых, который в последние годы был существенно увеличен через так называемый налоговый маневр и целый ряд не самых хитрых аналогичных инстиутов.
 
Это было сделано из-за того, что резкое падение цен на нефть на мировом рынке стало серьезным шоком для отечественного федерального бюджета, который был рассчитан по совершенно другим исходным данным . Поэтому для того, чтобы обеспечить социальные обязательства правительства и наполнить расходные статьи федерального бюджета необходимыми средствами, и были приняты эти фискальные меры.
 
На сегодня «дно» кризиса, в целом, оказалось преодолено, поэтому неудивительно, что в правительстве был поставлен вопрос о том, чтобы упорядочить нашу налоговую базу с интересами нефтегазовых компаний.
 
«Старые месторождения нефти в России постепенно истощаются и нужно вводить новые, а стимулов для этого у нефтяников просто нет. Из-за этого и возникла эта серьезная проблема, которая была озвучена непосредственно главой российского правительства», - констатирует Юшков.

Российской экономике необходимы новые нефтегазовые проекты

По словам Игоря Валерьевича, если сейчас в нефтегазовой отрасли России запускать новые проекты, то это сразу принесет с собой огромное количество рисков, и это напрямую влияет на перспективы развития не только отдельных российских компаний, но и всей отечественной нефтегазовой отрасли.
 
«В контексте современных цен на нефть и российской специфики, многие проекты в России оказываются нерентабельными, и по этой причине у нас никто не начинает работу в рамках новых месторождений, не говоря уже о полноценных нефтегазовых провинциях вроде Ванкорской», - заключает Юшков.
 
Все это, естественно, вызывает серьезные опасения, поскольку от сохранения темпов добычи нефти зависит экономическое развитие России и будущее наполнение российского федерального бюджета.
 
«Сейчас в российском нефтегазовом секторе не появляется новых крупных проектов по той причине, что как только какая-либо из наших кампаний начинает обдумывать такую работу, то сразу возникает большое количество рисков. Сюда же в проектные расходы необходимо закладывать огромный объем средств – бурить скважины, строить инфраструктуру и совершать прочие сверхзатратные действия», - резюмирует Юшков.
 
Дело в том, что такая деятельность сопряжена со значительным числом налогов и сборов – НДПИ, экспортной пошлиной, которые стоят огромного количества средств и ставят крест на реализации любых новых месторождений. Это просто невыгодно сегодня, и компании саботируют любые такие проекты.

Нефтяники выступают за диверсификацию налоговой ставки за добытую нефть

«Ввиду этого и появляются такие инициативы правительства, направленные на то, чтобы нефтяники не бросали старые проекты, которые уже истощены, и начинали новые», - констатирует Юшков.
 
Особенно это важно в контексте старых нефтяных месторождений, которые не всегда удовлетворяют амбиции своих разработчиков по себестоимости своей конечной продукции, но, в то же время, являются источником очень больших налоговых поступлений для федерального бюджета.
 
«По этой причине в России сегодня активно пытаются выстроить более гибкую налоговую систему, о чем и сказал в этом своем заявлении Медведев», - заключает Юшков.
 
При этом, здесь существует противоречие – государство, как замечает эксперт, боится идти на предложения, которые были высказаны нефтяниками.
 
Просто вся проблема здесь заключается в том, что в начале и в конце разработки нефтегазового месторождения с него получается мало прибыли из-за большого объема инвестиций и, соответственно, более дорогой себестоимости добытой нефти. И здесь чрезвычайно важно, что в начале, в середине и в конце разработки в отношении любых российских месторождений действует одна налоговая шкала, когда с любого барреля собирается одна и та же плата.
 
«Позиция нефтяников понятна – раз они получают мало прибыли с какого-либо из проектов, то и должны платить по нему меньше налогов. Ведь в противном случае, это может привести к закрытию или, более того, к не открытию таких проектов, что будет невыгодно абсолютно всем», - резюмирует Юшков.
 
Государство же боится, что такая налоговая практика сразу вызовет мухлёж со стороны российских компаний и приведет к большим потерям для федерального бюджета,  и именно об этом правительство и будет говорить с нефтяниками.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики