Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Слова председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что нам необходимо соблюсти баланс между интересами нефтяных компаний и бюджетными задачами при принятии налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, свидетельствует об очень сложной ситуации, которая сегодня сложилась в этом вопросе – считает эксперт в области энергетики Игорь Юшков.

Налогооблажение нефтегазового сектора является для России сложнейшим вопросом

Напомним, что нефтегазовые доходы продолжают являться не только главным источником пополнения расходной части федерального бюджета, но и способом решения сиюминутных проблем нашей страны.
 
При этом, нефтегазовой отрасли необходимо развиваться, вследствие чего, российским компаниям нужно вкладывать серьезные средства в новые проекты, поэтому увеличение налоговой нагрузки может привести к весьма негативным последствиям для всего этого сектора отечественной экономики. Это особенно важно в период, когда Россия оказалась лишена возможности занимать средства и искать инвестиции на западном финансовом рынке.
 
В этом контексте значение тех средств, которые остаются в распоряжении российских компаний, очень сильно возросло, и именно этим обстоятельством и вызвано данное заявление нашего премьер-министра.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что все это связано с тем, что в России все понимают, что в энергетическом секторе необходимо менять налоговую систему.

России нужно искать пути для налоговой стимуляции нефтегазового сектора

Отметим, что российский бюджет получает львиную часть доходов с экспорта нефтегазовых ресурсов за рубеж через налог на добычу полезных ископаемых, который в последние годы был существенно увеличен через так называемый налоговый маневр и целый ряд не самых хитрых аналогичных инстиутов.
 
Это было сделано из-за того, что резкое падение цен на нефть на мировом рынке стало серьезным шоком для отечественного федерального бюджета, который был рассчитан по совершенно другим исходным данным . Поэтому для того, чтобы обеспечить социальные обязательства правительства и наполнить расходные статьи федерального бюджета необходимыми средствами, и были приняты эти фискальные меры.
 
На сегодня «дно» кризиса, в целом, оказалось преодолено, поэтому неудивительно, что в правительстве был поставлен вопрос о том, чтобы упорядочить нашу налоговую базу с интересами нефтегазовых компаний.
 
«Старые месторождения нефти в России постепенно истощаются и нужно вводить новые, а стимулов для этого у нефтяников просто нет. Из-за этого и возникла эта серьезная проблема, которая была озвучена непосредственно главой российского правительства», - констатирует Юшков.

Российской экономике необходимы новые нефтегазовые проекты

По словам Игоря Валерьевича, если сейчас в нефтегазовой отрасли России запускать новые проекты, то это сразу принесет с собой огромное количество рисков, и это напрямую влияет на перспективы развития не только отдельных российских компаний, но и всей отечественной нефтегазовой отрасли.
 
«В контексте современных цен на нефть и российской специфики, многие проекты в России оказываются нерентабельными, и по этой причине у нас никто не начинает работу в рамках новых месторождений, не говоря уже о полноценных нефтегазовых провинциях вроде Ванкорской», - заключает Юшков.
 
Все это, естественно, вызывает серьезные опасения, поскольку от сохранения темпов добычи нефти зависит экономическое развитие России и будущее наполнение российского федерального бюджета.
 
«Сейчас в российском нефтегазовом секторе не появляется новых крупных проектов по той причине, что как только какая-либо из наших кампаний начинает обдумывать такую работу, то сразу возникает большое количество рисков. Сюда же в проектные расходы необходимо закладывать огромный объем средств – бурить скважины, строить инфраструктуру и совершать прочие сверхзатратные действия», - резюмирует Юшков.
 
Дело в том, что такая деятельность сопряжена со значительным числом налогов и сборов – НДПИ, экспортной пошлиной, которые стоят огромного количества средств и ставят крест на реализации любых новых месторождений. Это просто невыгодно сегодня, и компании саботируют любые такие проекты.

Нефтяники выступают за диверсификацию налоговой ставки за добытую нефть

«Ввиду этого и появляются такие инициативы правительства, направленные на то, чтобы нефтяники не бросали старые проекты, которые уже истощены, и начинали новые», - констатирует Юшков.
 
Особенно это важно в контексте старых нефтяных месторождений, которые не всегда удовлетворяют амбиции своих разработчиков по себестоимости своей конечной продукции, но, в то же время, являются источником очень больших налоговых поступлений для федерального бюджета.
 
«По этой причине в России сегодня активно пытаются выстроить более гибкую налоговую систему, о чем и сказал в этом своем заявлении Медведев», - заключает Юшков.
 
При этом, здесь существует противоречие – государство, как замечает эксперт, боится идти на предложения, которые были высказаны нефтяниками.
 
Просто вся проблема здесь заключается в том, что в начале и в конце разработки нефтегазового месторождения с него получается мало прибыли из-за большого объема инвестиций и, соответственно, более дорогой себестоимости добытой нефти. И здесь чрезвычайно важно, что в начале, в середине и в конце разработки в отношении любых российских месторождений действует одна налоговая шкала, когда с любого барреля собирается одна и та же плата.
 
«Позиция нефтяников понятна – раз они получают мало прибыли с какого-либо из проектов, то и должны платить по нему меньше налогов. Ведь в противном случае, это может привести к закрытию или, более того, к не открытию таких проектов, что будет невыгодно абсолютно всем», - резюмирует Юшков.
 
Государство же боится, что такая налоговая практика сразу вызовет мухлёж со стороны российских компаний и приведет к большим потерям для федерального бюджета,  и именно об этом правительство и будет говорить с нефтяниками.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики