Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» вернулся в Азербайджан

«Газпром» вернулся в Азербайджан

Страна снова начала закупки газа у России

Азербайджан спустя 11 лет вернулся к закупке газа у «Газпрома». Стране, которая стремится стать европейским поставщиком, не хватает сырья из-за падения добычи на крупнейшем месторождении Шах-Дениз. Пока Баку будет закупать 1,6 млрд кубометров газа в год, но в перспективе может увеличить объемы более чем втрое. В результате, отмечают эксперты, диверсификация поставок газа в Европу через Южный коридор окажется фикцией — газ там окажется тоже российский.

ООО «Газпром экспорт» и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) 21 ноября подписали контракт о возобновлении поставок российского газа в страну. Документ начал действовать 22 ноября, сообщил «Газпром». Объем поставок составит 1,6 млрд кубометров газа в год, ценовые условия стороны не раскрывают. Россия и Азербайджан пытались договориться о поставках еще в 2015 году, но тогда контракт так и не был подписан. В мае 2016 года в ГНКАР заявляли, что компания хочет закупать у «Газпрома» до 5 млрд кубометров газа в год, но до соглашения опять дело не дошло. Внутренняя потребность Азербайджана в газе составляет 10 млрд кубометров в год.

Азербайджан перестал закупать российский газ в 2006 году, когда в стране запустили крупное месторождение Шах-Дениз с запасами 1,2 трлн кубометров газа. Более того, с 2010 года уже Россия начала закупать газ у ГНКАР для газоснабжения Дагестана. Однако опыт оказался неудачным: поставки часто приостанавливались из-за ремонтов и постепенно снижались. Так, в 2013 году они составили 1,4 млрд кубометров, в 2014 году — всего 0,2 млрд кубометров, а в 2015 году остановились. Основной причиной стало то, что реального избытка газа у Азербайджана не было: ГНКАР приходится закачивать газ с Шах-Дениза обратно в пласт для повышения объемов добычи нефти.

Сейчас на месторождении добывается около 9 млрд кубометров газа, а с третьего квартала 2018 года добычу планируется увеличить на 16 млрд кубометров, до 25 млрд кубометров. Но весь дополнительный газ законтрактован для поставок по Южному газовому коридору, который предусматривает транспортировку 16 млрд кубометров из Каспийского региона через Грузию в Турцию (6 млрд кубометров) и Европу (10 млрд кубометров). Маршрут включает газопроводы TAP и TANAP, а также предполагает расширение Южнокавказского газопровода.

Таким образом, газа для внутреннего потребления Азербайджана фактически не остается, и новый контракт с «Газпромом» оказался неизбежен. Это может вынудить закупать у России больше газа и Грузию, которая сейчас почти полностью покрывает свои потребности в 2,5 млрд кубометров за счет поставок из Азербайджана. Страна отказалась от контракта с «Газпромом» в 2007 году, получая до 1 января 2017 года российский газ только в качестве оплаты за транзит в Армению (10% от общих закупок). Но после завершения контракта «Газпром» стал требовать оплачивать газ деньгами. В итоге стороны после длительных переговоров подписали двухлетнее соглашение на поставку газа, по которому в первый год Грузия оплатит частично деньгами, частично — транзитом, а с 2018 года перейдет полностью на денежный расчет ($185 за 1 тыс. кубометров). Впрочем, власти страны негативно относятся к перспективам закупок у «Газпрома», к которому Тбилиси надеялся обращаться только в крайнем случае, называя возможной альтернативой закупки в Иране.

Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что рост спроса на внутреннем рынке Азербайджана и снижение собственной добычи в стране показали, что она реально не может выполнять своих обязательств по поставкам. ГНКАР вынуждена будет обращаться к России за газом как минимум в пиковые моменты. Это, полагает эксперт, доказывает, что диверсификация поставок газа в Европе за счет Южного коридора — фикция, так как, чтобы поставлять газ европейским потребителям, Азербайджан будет закупать его в России.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 23.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики