Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мифическое доминирование: США искусственно раздувают проблему российского газа в Европе

Мифическое доминирование: США искусственно раздувают проблему российского газа в Европе

Заявление Госдепа США о том, что строительство газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» может привести к газовому доминированию России, является логичным следствием американской внешней политики – считает старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк.

Госдеп поддержал энергетическую политику США

Напомним, что сегодня официальный представитель Госдепа США Хизер Нойерт заявила, что ее ведомство считает, что газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» укрепят доминирование нашей страны на энергетическом рынке Евросоюза, а также снизят возможность для диверсификации источников энергии. Т.е. фактически сведут на нет перспективу и целесообразность поставок в Европу американского СПГ.
 
Нойерт не высказалась про экспорт СПГ публично, но этот тезис прозрачен ввиду того, что в последнем пакете американских санкций против России прямым текстом говорилось, что данный законопроект, касающийся, прежде всего, энергетических вопросов, должен лоббировать интересы производителей сжиженного газа в США и продвигать их интересы на объединенном европейском рынке.
 
Также Нойерт заявила, что строительство этих двух российских газопроводов «подорвет позиции Украины», но это, скорее всего, дежурное заявление, призванное «морально» поддержать украинских партнеров США.
 
Старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это заявление Нойерт свидетельствует о том, что США и дальше планируют вставлять палки в колеса российским энергетическим проектам в Европейском союзе.

Американцы хотят поставлять СПГ в Европу

«Все это будет реализовываться по двум направлениям – как продолжение текущей санкционной войны против нашей страны в связи с известными последствиями событий на Украине, так и путем фактически не прикрытого лоббирования экспорта американского СПГ в Европу», - констатирует Батюк.
 
Здесь нужно отметить, что СПГ, который американцы сегодня получают на своих сланцевых буровых, в отличие от нефти практически не рентабелен, и для поддержания его производства, чтобы американские компании не потеряли свои инвестиции, США сегодня необходим надежный рынок сбыта. Евросоюз здесь очень перспективен ввиду своего потребления и снижающихся объемов добычи газа на континенте.
 
«Так что, перед нами очередной пример лоббирования американских коммерческих интересов в Европе, а также поставок СПГ в страны Евросоюза, которые на сегодня крайне малы», - заключает Батюк.
 
Другой вопрос, непонятно, насколько далеко здесь готовы пойти Соединенные Штаты, поскольку реализация этих целей противоречит интересам Евросоюза, о чем недвусмысленно высказываются европейские лидеры.

Американцы хотят реализовать свои политические и экономические интересы

«Американцы здесь явно пытаются «убить двух зайцев», т.е. нанести урон России и продвинуть интересы своего бизнеса, но реализация таких целей потребует от Евросоюза очень больших жертв, на которые на старом континенте не хотят идти под совершенно разными предлогами», - резюмирует Батюк.
 
По словам Владимира Игоревича, даже страны Европы, которые настроены критически по отношению к России, не готовы идти по требованию США на разрыв энергетических отношений с Москвой, поскольку такой поворот событий будет соответствовать только американским интересам и выгодам.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это заявление Нойерт полностью соответствует тем тезисам, которые в США высказывались ранее.
 
«Ранее речь в американских заявлениях шла только о борьбе с российскими газопроводами, но теперь в США несколько изменили позицию и заявляют о том, что эта акция проводится под эгидой лоббирования интересов СПГ, а также экономической поддержки украинского государства», - резюмирует Батюк.

США фактически предъявили Евросоюзу ультиматум

С одной стороны, это свидетельствует об «усилении» позиций США по этому вопросу, а с другой – говорит о том, что американские власти ищут пути для того, чтобы оправдать этот курс и связать его напрямую с американскими национальными интересами, а это в первую очередь, естественно, экспорт СПГ.
 
«На самом деле, аргументация США выглядит порою несколько странно и представляет собой сборную солянку тезисов и заявлений. Ведь тезисы Вашингтона по этому вопросу при проверке крайне противоречивы – в США заявляют, что строительство российских газопроводов усилит газовую зависимость Европы от нашей страны, а также подорвет экономические позиции Украины. И здесь непонятно, как эти два тезиса сочетаются друг с другом – ведь фактически американцы сами признали, что Россия просто изменяет маршруты своих поставок газа в Европу, но не увеличивает их объем», - констатирует Батюк.
 
Просто «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не являются средством увеличения объемов поставок российского газа в Европу, а только более безопасным путем для подобных торгово-экономических трансфертов.
 
«В результате, Евросоюз, благодаря этим газопроводам не увеличит свою газовую зависимость от России, поскольку по ним пойдут те объемы газа, которые сегодня идут через Украину», - заключает Батюк.
 
В действительности, как считает эксперт, американцы здесь говорят европейцам – «товарищи, если вы хотите и дальше продолжать дружить с Америкой, то вам нужно начинать переходить на американский СПГ».
 
«Датчане, кстати говоря, приняли уже подобный закон, но пока не знают, можно ли его применять задним числом по отношению к «Северному потоку-2». Так что, в ближайшее время этот вопрос станет предметом крайне жестких столкновений интересов между Евросоюзом и Соединенными Штатами», - резюмирует Батюк.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики