Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Вопреки европейскому праву»: парламент Дании принял закон против «Северного потока — 2»

«Вопреки европейскому праву»: парламент Дании принял закон против «Северного потока — 2»

Парламент Дании одобрил законопроект, который позволит властям запретить строительство «Северного потока — 2» в территориальных водах страны. При этом во внимание будут приниматься «вопросы внешней политики и безопасности». По мнению экспертов, документ противоречит европейским правовым нормам, однако даже в случае вступления в силу он не помешает реализовать проект. Как датское руководство пытается препятствовать прокладке газопровода по дну Балтийского моря — в материале RT.

Парламент Дании одобрил законопроект, позволяющий запретить строительство газопровода «Северный поток — 2». Об этом сообщает датская газета Berlingske Tidende.

«Документ даёт возможность принимать во внимание вопросы внешней политики, безопасности и обороны при принятии решения о том, давать ли согласие на прокладку силовых кабелей и трубопроводов в территориальных водах Дании», — пишет издание. 

Это означает, что правительство страны может запретить прокладку трубопроводов в датских территориальных водах. Ранее подобную заявку могло отклонить исключительно Датское энергетическое агентство при условии, что строительство представляет значительную угрозу для экологии. 

«Ожидаемый демарш» 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что решение Копенгагена было ожидаемым демаршем.

«Это довольно грустно прежде всего для самой Дании и для европейского права, потому что данный законопроект, по большому счёту, разрушает основы европейского права, в частности принцип, что закон не имеет обратной силы. Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта «Северный поток — 2», уже подала заявку в швейцарские органы по соответствующему законодательству. Это значит, что она должна рассматриваться по действующему закону. Это фундаментальный принцип римского права. Нельзя менять закон в уже начавшемся процессе», — заявил он в разговоре с RT.

Эксперт также отметил, что если Дания захочет по новому законодательству воспрепятствовать прокладке трубопровода, то решение уже найдено. По его словам, Россия может вывести строительство «Северного потока — 2» за пределы территориальных вод Дании, отклонившись от запланированного маршрута всего на 15 км.

«В этой экономической зоне уже действует Конвенция ООН по морскому праву, и Дания вообще не имеет права запрещать там строительство газопроводов», — заключил Симонов.

Он подчеркнул, что это экономическая зона Дании, однако не её территориальные воды.

«Решение Дании показывает, что страна уже не живёт по европейскому праву. Правда, ЕС настаивает, что нормы Третьего энергопакета должны быть распространены на «Северный поток — 2». Возникает вопрос, почему они должны быть распространены на «Северный поток — 2», если эта труба проходит в экономических зонах, то есть, по идее, она регулируется международным правом. То есть ЕС, который всё время говорил, что международное право является приоритетным, и нас всё время обвинял в том, что мы его нарушаем, теперь сам пытается его нарушить и говорит, что международное право для него не является аргументом. Эта ситуация драматична и прискорбна», — заключил директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Он допустил, что дело может дойти до суда, однако не исключил вероятности, что оно закончится торгом, связанным с гарантиями сохранения объёма поставок газа на Украину.

При этом первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских обратил внимание, что на данный момент документ юридической силы не имеет.

«Это ещё не законодательный акт, никакой юридической силы не несёт — больше такой сигнал, «Газпрому» в частности. Всеми внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое одобрило сделку по «Северному потоку». Безусловно, новость неприятная. Каждый пытается вставить своё слово. Наверное, решение датского правительства — это такая попытка показать свою значимость в общеевропейском деле», — пояснил Ананских. 

Не стало неожиданностью 

В сентябре правительство Дании предложило внести поправки в законодательство страны, которые позволят властям блокировать проекты по соображениям безопасности и внешнеполитической целесообразности.

Такие предложения стали озвучиваться в кабмине Дании ещё в апреле — после того, как компания Nord Stream 2 AG, которая занимается планированием, строительством и эксплуатацией «Северного потока — 2», передала Датскому энергетическому агентству заявку на получение разрешения на строительство морского трубопровода и отчёт о потенциальном воздействии проекта на окружающую среду. 

Предполагалось, что газопровод «Северный поток — 2» пересечёт территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке длиной 139 км и пройдёт мимо датского острова Борнхольм. 

В октябре технический директор Nord Stream 2 AG Сергей Сердюков сообщил, что компания проработала вариант маршрута «Северного потока — 2» в обход Дании на случай запрета датскими властями его прокладки в территориальных водах страны.  

Альтернативный маршрут, по его словам, практически не превышает по расстоянию изначальный вариант. «Расстояние не играет роли. На длине 1200 км кого интересует девиация в несколько километров?» — сказал Сердюков.

Он также отметил, что основные подрядчики по строительству газопровода не собираются отказываться от участия в проекте, несмотря на введённые США санкции.

Трубопровод «Северный поток — 2» планируется ввести в строй в конце 2019 года. Он пройдёт по дну Балтийского моря от России до Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток будет составлять 27,5 млрд кубометров в год. Капитальные затраты на строительство оцениваются примерно в €9 млрд — с привлечением проектного финансирования стоимость проекта исчисляется почти €10 млрд.  

Авторы: Анастасия Иванова, Марианна Чурсина

Источник: RT, 30.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики