Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Жалоба "Интеравтоматики" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за недобросовестной конкуренции‍ Siemens связано со стремлением немецкого концерна выбрать меньшую из двух зол. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Компания Siemens громко заявила о выходе из партнерского проекта "Интеравтоматика", чтобы обезопасить себя от претензий США и Евросоюза по скандалу с турбинами в Крыму. А в реальности выходить из компании не торопится в расчете, что сначала переведет всю клиентскую базу на собственные дочерние структуры, чтобы максимизировать прибыли. И только после этого выйдет из ставшего бесполезным партнерства.
 
Причина этого шага вполне понятна: в ходе разбирательство по турбинам Вашингтон и Брюссель прямо заявили, что ответственность за нарушение санкционных требований лежит на Siemens. Концерну дали понять: в этот раз ситуацию спустят "на тормозах", но компания должна порвать все контакты с лицами и предприятиями санкционного списка – в этом случае, структурами "Ростеха". Именно это Siemens и делает, попутно уводя "на себя" максимум контрактов в РФ", - считает специалист.
 
Российский партнер Siemens компания "Интеравтоматика" направил заявление ФАС с просьбой проверить немецкий холдинг на ведение необоснованной конкуренции. Германский концерн владеет 46% акций совместного предприятия, но несмотря на заявление об уходе, де-факто сохранил позиции крупнейшего акционера. И при этом заблокировал всю работу "Интеравтоматики" - российская сторона проекта терпит убытки.
 
"Если Siemens действует в рамках действующего законодательства, соблюдая предъявляемые к контрактам требования, вероятнее всего существенных результатов в претензиях к Siemens добиться не получится. Это тендерные условия, равный доступ к конкурсу и другие требования российских нормативных актов. Если есть нарушения, ФАС их найдет и "приведет в соответствие" все процедуры.
 
Но штрафов и предписаний не последует, если Siemens играет честно. Другой вопрос, что собственники российских структур теперь начнут активно лоббировать отстранение немецкого холдинга от госзакупок в России. Думаю, в Siemens изначально понимали, что часть российского рынка при недружелюбном поведении потеряют, и теперь выбирали меньшую из двух зол", - подчеркивает специалист.

Разворот от Siemens на восток

Западные СМИ летом объявили, что газовые турбины Siemens поставляются в Крым несмотря на западные санкции. Оборудование предназначалос для электростанции в Тамани, но "всплыли" в добровольно ушедшем от Украины регионе. Российская сторона заявила, что турбины приобретены на вторичном рынке после модернизации, потому к Siemens отношения не имеют. При этом немецкий концерн изначально подрядил для установки оборудования "Интеравтоматику".
 
Сама немецкая компания утверждает, что ее ввели в заблуждение при заключении контракта на газовые турбины. В настоящее время российские суды рассматривают сразу три иска, связанные с "турбинным скандалом" – два инициировала Siemens к структурам Ростеха, еще один – встречный от российского "Технопромэкспорта".
 
"Siemens, конечно, не заинтересована в войне с Россией, но санкционный "дамоклов меч" игнорировать не может. Часть контрактов и прибылей на российском рынке компания, безусловно, сохранит. Но ее недружелюбное поведение подтолкнет российских партнеров к активному поиску альтернатив.
 
Там, где можно заменить продукцию немецкой компании отечественными изделиями, выбор теперь будет делаться в пользу максимального импортозамещения. Кроме того, в последние годы Россия диверсифицирует свою торговлю по принципу "разворот на восток". Если у индийских, иранских и особенно китайских компаний есть аналогичная требуемой продукция, стараются закупать у них.
 
Общий тренд на отказ от сотрудничества с западными предприятиями задан и будет поддерживаться. Другой вопрос, что в один день сделать это не удастся. Но рано или поздно совместная деятельность с предприятиями США, Европы и их союзников будет минимизирована. А политика Siemens просто не оставляет России иного выбора в отношениях с немецкой компанией", - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики