Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Жалоба "Интеравтоматики" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за недобросовестной конкуренции‍ Siemens связано со стремлением немецкого концерна выбрать меньшую из двух зол. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Компания Siemens громко заявила о выходе из партнерского проекта "Интеравтоматика", чтобы обезопасить себя от претензий США и Евросоюза по скандалу с турбинами в Крыму. А в реальности выходить из компании не торопится в расчете, что сначала переведет всю клиентскую базу на собственные дочерние структуры, чтобы максимизировать прибыли. И только после этого выйдет из ставшего бесполезным партнерства.
 
Причина этого шага вполне понятна: в ходе разбирательство по турбинам Вашингтон и Брюссель прямо заявили, что ответственность за нарушение санкционных требований лежит на Siemens. Концерну дали понять: в этот раз ситуацию спустят "на тормозах", но компания должна порвать все контакты с лицами и предприятиями санкционного списка – в этом случае, структурами "Ростеха". Именно это Siemens и делает, попутно уводя "на себя" максимум контрактов в РФ", - считает специалист.
 
Российский партнер Siemens компания "Интеравтоматика" направил заявление ФАС с просьбой проверить немецкий холдинг на ведение необоснованной конкуренции. Германский концерн владеет 46% акций совместного предприятия, но несмотря на заявление об уходе, де-факто сохранил позиции крупнейшего акционера. И при этом заблокировал всю работу "Интеравтоматики" - российская сторона проекта терпит убытки.
 
"Если Siemens действует в рамках действующего законодательства, соблюдая предъявляемые к контрактам требования, вероятнее всего существенных результатов в претензиях к Siemens добиться не получится. Это тендерные условия, равный доступ к конкурсу и другие требования российских нормативных актов. Если есть нарушения, ФАС их найдет и "приведет в соответствие" все процедуры.
 
Но штрафов и предписаний не последует, если Siemens играет честно. Другой вопрос, что собственники российских структур теперь начнут активно лоббировать отстранение немецкого холдинга от госзакупок в России. Думаю, в Siemens изначально понимали, что часть российского рынка при недружелюбном поведении потеряют, и теперь выбирали меньшую из двух зол", - подчеркивает специалист.

Разворот от Siemens на восток

Западные СМИ летом объявили, что газовые турбины Siemens поставляются в Крым несмотря на западные санкции. Оборудование предназначалос для электростанции в Тамани, но "всплыли" в добровольно ушедшем от Украины регионе. Российская сторона заявила, что турбины приобретены на вторичном рынке после модернизации, потому к Siemens отношения не имеют. При этом немецкий концерн изначально подрядил для установки оборудования "Интеравтоматику".
 
Сама немецкая компания утверждает, что ее ввели в заблуждение при заключении контракта на газовые турбины. В настоящее время российские суды рассматривают сразу три иска, связанные с "турбинным скандалом" – два инициировала Siemens к структурам Ростеха, еще один – встречный от российского "Технопромэкспорта".
 
"Siemens, конечно, не заинтересована в войне с Россией, но санкционный "дамоклов меч" игнорировать не может. Часть контрактов и прибылей на российском рынке компания, безусловно, сохранит. Но ее недружелюбное поведение подтолкнет российских партнеров к активному поиску альтернатив.
 
Там, где можно заменить продукцию немецкой компании отечественными изделиями, выбор теперь будет делаться в пользу максимального импортозамещения. Кроме того, в последние годы Россия диверсифицирует свою торговлю по принципу "разворот на восток". Если у индийских, иранских и особенно китайских компаний есть аналогичная требуемой продукция, стараются закупать у них.
 
Общий тренд на отказ от сотрудничества с западными предприятиями задан и будет поддерживаться. Другой вопрос, что в один день сделать это не удастся. Но рано или поздно совместная деятельность с предприятиями США, Европы и их союзников будет минимизирована. А политика Siemens просто не оставляет России иного выбора в отношениях с немецкой компанией", - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики