Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Обнуляя конкуренцию: как США и ЕС привели Siemens к разбирательствам ФАС РФ

Жалоба "Интеравтоматики" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за недобросовестной конкуренции‍ Siemens связано со стремлением немецкого концерна выбрать меньшую из двух зол. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Компания Siemens громко заявила о выходе из партнерского проекта "Интеравтоматика", чтобы обезопасить себя от претензий США и Евросоюза по скандалу с турбинами в Крыму. А в реальности выходить из компании не торопится в расчете, что сначала переведет всю клиентскую базу на собственные дочерние структуры, чтобы максимизировать прибыли. И только после этого выйдет из ставшего бесполезным партнерства.
 
Причина этого шага вполне понятна: в ходе разбирательство по турбинам Вашингтон и Брюссель прямо заявили, что ответственность за нарушение санкционных требований лежит на Siemens. Концерну дали понять: в этот раз ситуацию спустят "на тормозах", но компания должна порвать все контакты с лицами и предприятиями санкционного списка – в этом случае, структурами "Ростеха". Именно это Siemens и делает, попутно уводя "на себя" максимум контрактов в РФ", - считает специалист.
 
Российский партнер Siemens компания "Интеравтоматика" направил заявление ФАС с просьбой проверить немецкий холдинг на ведение необоснованной конкуренции. Германский концерн владеет 46% акций совместного предприятия, но несмотря на заявление об уходе, де-факто сохранил позиции крупнейшего акционера. И при этом заблокировал всю работу "Интеравтоматики" - российская сторона проекта терпит убытки.
 
"Если Siemens действует в рамках действующего законодательства, соблюдая предъявляемые к контрактам требования, вероятнее всего существенных результатов в претензиях к Siemens добиться не получится. Это тендерные условия, равный доступ к конкурсу и другие требования российских нормативных актов. Если есть нарушения, ФАС их найдет и "приведет в соответствие" все процедуры.
 
Но штрафов и предписаний не последует, если Siemens играет честно. Другой вопрос, что собственники российских структур теперь начнут активно лоббировать отстранение немецкого холдинга от госзакупок в России. Думаю, в Siemens изначально понимали, что часть российского рынка при недружелюбном поведении потеряют, и теперь выбирали меньшую из двух зол", - подчеркивает специалист.

Разворот от Siemens на восток

Западные СМИ летом объявили, что газовые турбины Siemens поставляются в Крым несмотря на западные санкции. Оборудование предназначалос для электростанции в Тамани, но "всплыли" в добровольно ушедшем от Украины регионе. Российская сторона заявила, что турбины приобретены на вторичном рынке после модернизации, потому к Siemens отношения не имеют. При этом немецкий концерн изначально подрядил для установки оборудования "Интеравтоматику".
 
Сама немецкая компания утверждает, что ее ввели в заблуждение при заключении контракта на газовые турбины. В настоящее время российские суды рассматривают сразу три иска, связанные с "турбинным скандалом" – два инициировала Siemens к структурам Ростеха, еще один – встречный от российского "Технопромэкспорта".
 
"Siemens, конечно, не заинтересована в войне с Россией, но санкционный "дамоклов меч" игнорировать не может. Часть контрактов и прибылей на российском рынке компания, безусловно, сохранит. Но ее недружелюбное поведение подтолкнет российских партнеров к активному поиску альтернатив.
 
Там, где можно заменить продукцию немецкой компании отечественными изделиями, выбор теперь будет делаться в пользу максимального импортозамещения. Кроме того, в последние годы Россия диверсифицирует свою торговлю по принципу "разворот на восток". Если у индийских, иранских и особенно китайских компаний есть аналогичная требуемой продукция, стараются закупать у них.
 
Общий тренд на отказ от сотрудничества с западными предприятиями задан и будет поддерживаться. Другой вопрос, что в один день сделать это не удастся. Но рано или поздно совместная деятельность с предприятиями США, Европы и их союзников будет минимизирована. А политика Siemens просто не оставляет России иного выбора в отношениях с немецкой компанией", - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики